On-line: гостей 4. Всего: 4 [подробнее..]


Основная направленность форума - вопросы и проблемы воспитания детей и подростков. Среди прочего, рассматривается вопрос Порки детей в качестве одного из методов наказания. Мы вовсе не утверждаем, что порка - это единственный метод наказания. Вместе с тем, воспитание с поркой имеет давние исторические корни. Поэтому не стоит голословно отказываться от такого воспитательного метода. Просим всех участников соблюдать Правила форума (ознакомьтесь, пожалуйста). Кроме того, высказываясь "За" или "Против" порки как метода наказания, убедительно просим АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою позицию. Администрация форума выражает надежду на конструктивное обсуждение всех вопросов. "За" или "Против" лично Вы в отношении порки - призываем быть корректными со своими оппонентами-другими участниками форума!

АвторСообщение



Сообщение: 8366
Настроение: Весь мир - театр, все люди - актёры...
Зарегистрирован: 22.01.19
Откуда: Украина
Репутация: 19
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 14:02. Заголовок: Воспитание в школе по-советски


Новый человек для нового государства

Воспитательную работу от школ начали требовать в СССР достаточно рано: уже в 1920-е годы советская школа была во многом ориентированной на воспитание. Эта цель была декларирована официально сразу после Октябрьской революции.

В октябре 1918 года Государственная комиссия РСФСР по просвещению обнародовала текст под названием «Основные принципы единой трудовой школы». Автором этого документа был Анатолий Луначарский. Там уже все было сказано:

«Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучения, интеллект становился на первый план, забывали о выработке характера, о развитии воли. […] Насколько в обучении высокое место должно быть признано за индивидуализирующим методом, настолько же в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…»

Саму советскую школу Луначарский определил как «воспитательную»: «Воспитательная школа должна стараться устранить из детских душ, елико возможно, те черты эгоизма, которые унаследованы человеком от былого».

Иначе говоря, воспитание в советской школе, по мысли Луначарского, — это прежде всего насаждение коллективистского сознания. И еще одно важное добавление: «…истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только революционный учитель — социалист». Превращение школы в «воспитательную» требовало политической лояльности педагогов новому режиму.

Десять лет спустя, в 1928 году, Луначарский сделал «установочный» доклад «Воспитательные задачи советской школы». Стенограмма была почти сразу опубликована в нескольких разных журналах и сборниках, потом ее много раз перепечатывали.

В этом докладе Луначарский настаивал, что коллективистское воспитание нужно для быстрейшего достижения коммунизма, а для этого может потребоваться участие будущего поколения в разного рода насильственных действиях на стороне «пролетарского государства». Поэтому в школе нужна «военизация». По той же причине, по мнению Луначарского, школе не нужны были педагоги, преподававшие до революции, ведь они не могут воспитывать детей в новом, необходимом режиму духе.

«Наша школа имеет двойную задачу: с одной стороны, дать все завоевания прошлого, само собою разумеется, делая ударение на новой культуре, на новой науке, прежде всего пролетарской, на марксизме, на организации пролетариата и на наших коммунистических идеях; и с другой — пресечь к ребенку доступ идей старого, не дать возможности заразить ребенка всем тем, с чем мы боремся в старом обществе».

«Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Новый гражданин должен быть преисполнен пафосом политическо-экономических отношений социалистического строительства, ими жить, их любить, в них видеть цель и содержание своей жизни. Вытекающая отсюда его деятельность, в каком бы направлении она ни была — в сфере ли организационной, чисто физического труда и т. д., — должна быть всегда просвечена этим огнем, должна быть согласована со всем коллективом».

Из стенограммы доклада Анатолия Луначарского «Воспитательные задачи советской школы» (по тексту журнала «Народное просвещение», 1928)

Борьба с беспризорностью и безнадзорностью

С начала 1930-х воспитательная работа стала ассоциироваться прежде всего с дисциплиной. Тогда прошла реформа школы: восстановили классно-урочную систему, а преподавание истории приняло внешне «традиционный» вид — теперь это был рассказ не только о классовой борьбе и «общественно-экономических формациях», но и о героях, с которыми школьники должны были соотносить себя, как с персонажами романа или кинофильма.

В Постановлении 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» четко высказано требование заняться воспитанием школьников для того, чтобы наладить и укрепить дисциплину и в школе, и за ее пределами. О дисциплине все 1930-е годы писал и известный советский педагог Антон Макаренко. Кстати, он тоже очень ценил «военизацию» — хотя и обижался на то, что его трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей называли «казармой».

«Я прежде всего заметил хорошее влияние правильной военной выправки. […] В своем увлечении военным строем колонисты много внесли и придумали сами, используя свои естественные мальчишеские симпатии к морскому и боевому быту. В это именно время было введено в колонии правило: на всякое приказание как знак всякого утверждения и согласия отвечать словом „есть“, подчеркивая этот прекрасный ответ взмахом пионерского салюта. В это время завелись в колонии и трубы».

Антон Макаренко, «Педагогическая поэма» (1933)

Вообще, для Макаренко воспитание во многом было обучением самоконтролю под совместным влиянием педагога и коллектива.

Апогея идея воспитания как дисциплинирования достигла в середине войны, когда в 1943 году были введены в действие так называемые «Правила для учащихся». Они действовали довольно долго и в новой редакции были приняты только в 1960 году, а затем еще раз в 1972-м. «Правила для учащихся» были интересны тем, что регламентировали поведение учеников не только в школе, но и за ее пределами — на улице и даже у себя дома.

Например, речь шла о том, как вести себя на улице и дома:

«Не употреблять бранных слов и грубых выражений, не курить. Не играть в карты на деньги и вещи»;
«Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель».
В редакции 1972 года от старшеклассников требовалось быть «нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам». Кстати, во многих российских школах эти правила в немного измененном виде используются до сих пор.

Но вернемся в 1943 год. Предполагалось, что нарушение правил поведения вне школы влечет такие же строгие дисциплинарные меры, как если школьники нарушают правила внутри школы. То есть прямо было заявлено, что школа несет ответственность за то, как дети и подростки ведут себя, когда выходят за ее порог, и обязана контролировать их.

«Правила для учащихся» стали ответом на серьезные проблемы с дисциплиной у школьников, которые возникли в конце 1930-х и стали особенно ощутимы во время войны.

Первой проблемой была посещаемость: дети часто прогуливали уроки, нередко бросали школу.

Иногда потому, что им банально нечего было надеть (одни валенки на всю крестьянскую семью), иногда потому, что в деревнях до школ было слишком сложно добраться. Часто у детей было много домашних дел, которые им поручали взрослые, с утра до ночи занятые на работе. То есть далеко не всегда причина состояла просто в нежелании учиться.

Острой была и проблема дисциплины на уроках — на нее бесконечно жаловались учителя и перед войной, и после. Демографические проблемы послевоенного общества сказались и на школьных кадрах. В советских школах были огромные классы, один учитель на 50 человек, учителям было сложно справиться с детьми.

В результате методисты и чиновники от образования решили, что «воспитательная работа» должна дисциплинировать детей разными способами: с одной стороны, через контроль и бесконечное внушение правил поведения в школе, дома, в общественных местах. С другой стороны — через трудовую и общественную активность, которая займет детское время и умы и поможет использовать энергию на благо школы и общества.

Для школы 1920–50-х годов была важна и борьба с безнадзорностью и беспризорностью.

«Беспризорниками» называли детей без родителей и родственников, сирот или тех, кто сбежал из дома. Их было немало, это история совсем не только про Первую мировую и Гражданскую войну. Во время Второй мировой и сразу после нее в СССР было немало беспризорников.

«Безнадзорными» считали детей и подростков, у которых есть семья, но за ними плохо смотрят родители, и большую часть времени эти дети проводили на улице. Это была распространенная ситуация в условиях, когда взрослые должны были с раннего утра до позднего вечера на работе (так бывало, несмотря на официальную норму рабочего дня сначала в семь часов, а с 1940-го — в восемь).

Чиновников от образования и партийных кураторов особенно волновало, что «безнадзорность» подростков способствует уличной преступности: ее показатели во второй половине 1940-х действительно стремительно росли.

Педагоги придумывали разные способы преодолеть эти проблемы. Организовывали клубную работу (кружки) и общественную. Последнюю мы сегодня назвали бы социальным волонтерством, помощью нуждающимся — старикам, вдовам, семьям с маленькими детьми. Были и попытки организовать трудовую помощь предприятиям — заводам и колхозам.

Проще всего было занять детей благоустройством самих школ: генеральные уборки, субботники на школьных приусадебных участках, даже ремонт. Много времени тратили и на чисто идеологическую индоктринацию: в СССР пришлось даже принимать специальное постановление о том, что пионерские сборы не могут проходить чаще чем раз в неделю.

Гораздо меньше времени уходило на работу просветительскую (хотя именно она была больше всего интересна школьникам). Но организовывали и ее: кружки работали и в школах, и в клубах при промышленных предприятиях (или в колхозных клубах), и во Дворцах пионеров. Иногда эти кружки были очень хорошими, их и сегодня вспоминают те, кто с ностальгией говорит о советской школе.

Недоверие к семье.

В хрущевское время проблема беспризорности уже так остро не стояла, но о безнадзорности продолжали говорить. Борьба с безнадзорностью стала «знаменем» советской школы и других институций, которые занимались детьми.

Во многом это было связано с недоверием к семье. И Хрущев, и его ближайшее окружение часто выражали такое недоверие. Его не декларировали прямо, скорее обсуждали, как освободить родителей от заботы о детях, чтобы они могли больше работать и уделять время себе.

https://mel.fm/shkola/274589-education_idea

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 111 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 5351
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 14:10. Заголовок: Спасибо за статью. А..


Спасибо за статью. А по содержанию: действительно с распадом СССР, прекращением "коммунистического воспитания" школа фактически устранилась от вопросов воспитания подрастающего поколения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Muse poetice




Сообщение: 577
Зарегистрирован: 06.10.20
Откуда: Россия, Тула
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 15:47. Заголовок: Картинки хорошие! Дл..


Картинки хорошие!
Для нас наиболее интересна последняя
Советский пионер, понуро опустив голову и терзаясь угрызениями совести, под строгим тяжёлым взглядом , видимо, матери или классной руководительницы, общественницы, должен подумать о своём неблаговидном поведении и плохом поступке.
На разорванной книге, всей в исписанной и разодранной клочьями, мы видим его имя" БОРЯ" ...
Мне кажется, прекрасный сюжет для тематического рассказа, наверное Солдат Вселенной специально такую картинку сюда поставил. Ведь наверняка в том случае без серьезных последствий для пионера не обошлось. В том числе и для его зада, я думаю.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Muse poetice




Сообщение: 578
Зарегистрирован: 06.10.20
Откуда: Россия, Тула
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 15:52. Заголовок: Вот , кстати, вам ид..


Вот , кстати, вам идея- изложение.
Можно даже конкурс изложений организовать, тем более товарищ Иванов вернулся!
Даётся картинка и по ней небольшой рассказ или стихотворение , форма произвольная, как дополнение к литературному конкурсу.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 690
Зарегистрирован: 06.03.20
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 15:52. Заголовок: «Мы хотим воспитать..



 цитата:

«Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами.


Доля истины здесь есть. Недавно у нас с знакомой возник спор. Я сказала, что люди должны приносить пользу обществу, а она считает, что человек должен жить для своего удовольствия.

 цитата:
Антон Макаренко, «Педагогическая поэма» (1933)


Раньше после прочтения этой книги поступали именно в педагогические институты.

 цитата:
То есть прямо было заявлено, что школа несет ответственность за то, как дети и подростки ведут себя, когда выходят за ее порог, и обязана контролировать их


К нам учительница начальных классов приходила домой. Смотрела спальню где мы с сестрой спали. Видимо она пришла утром, не помню уже точно, кровати были не застелены. Хотя всегда их застилали. Потом на родительском собрании сказала перед всеми, что у некоторых кровати не застелены.

 цитата:
Иногда потому, что им банально нечего было надеть (одни валенки на всю крестьянскую семью),


А при царе и валенок не было, в лаптях ходили. И школу не все дети посещали.

 цитата:
В советских школах были огромные классы, один учитель на 50 человек, учителям было сложно справиться с детьми.


Сейчас в детском саду 38-40 в группе детей. А в школе есть классы и по 35-40. Сестра работает в частном детском саду и там 16 детей.

 цитата:
С другой стороны — через трудовую и общественную активность, которая займет детское время и умы и поможет использовать энергию на благо школы и общества.


Собирали металлолом , ездили в колхозы. Не так уж часто это и было. Хоть чем-то дети занимались. Сейчас все живут в свое удовольствие только.

 цитата:
Организовывали клубную работу (кружки) и общественную. Последнюю мы сегодня назвали бы социальным волонтерством, помощью нуждающимся — старикам, вдовам, семьям с маленькими детьми.


Да, были такие Тимуровцы. Помню, ходили по квартирам возле школы и предлагали помощь - в магазин сходить. Одна бабуся была инвалидом, не было коляски у нее и родственников. Она передвигалась на стуле. Долго нам дверь не открывала. Мы ей несколько недель есть готовили, квартиру убирали и в магазин ходили.

 цитата:
Проще всего было занять детей благоустройством самих школ: генеральные уборки, субботники на школьных приусадебных участках, даже ремонт.


И правильно было. Дети хоть что-то полезное делали. Сейчас на приусадебных участках в школах и садиках работают учителя и воспитатели и им не платят за это. Теперь так можно.
Хорошая статья. Там написано все правильно.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8369
Настроение: Весь мир - театр, все люди - актёры...
Зарегистрирован: 22.01.19
Откуда: Украина
Репутация: 19
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:00. Заголовок: Roccoco пишет: наве..


Roccoco пишет:

 цитата:
наверное Солдат Вселенной специально такую картинку сюда поставил.


Все проще гораздо Эти картинки к статейке и прилагались Стал бы я еще картинки отдельно в Инете выискивать
Можете по ссыли пройти и убедиться

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 691
Зарегистрирован: 06.03.20
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:01. Заголовок: Roccoco пишет: Мне ..


Roccoco пишет:

 цитата:
Мне кажется, прекрасный сюжет для тематического рассказа,


Мальчику стыдно и он соглашается, да, заслужил порку.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8370
Настроение: Весь мир - театр, все люди - актёры...
Зарегистрирован: 22.01.19
Откуда: Украина
Репутация: 19
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:04. Заголовок: Мила пишет: Мальчик..


Мила пишет:

 цитата:
Мальчику стыдно и он соглашается, да, заслужил порку.


Лишь бы из пионеров не исключили
На второй по счету картинке, я думаю, пацан жалуется, как ему папаня вломил вчера, а кореша ему сочувствуют)
А на третьей - девочка встала и честно рассказала всему классу, как ее вчера папа выпорол за замечание в дневнике, она все осознала и исправилась.
Действительно, очень тематические картинки

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Muse poetice




Сообщение: 579
Зарегистрирован: 06.10.20
Откуда: Россия, Тула
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:13. Заголовок: Нет, только последня..


Нет, только последняя по нашей теме!
Остальные идиллия советской школьной жизни того времени. Это если серьезно, а так , конечно, можно к любой картинке порку притянуть за уши.
Я вот помню как в школе некоторые на корешках книг писали , как вот прям у этого нерадивого ученика. Ох, чувствую, попадёт ему
Хорошо , что ещё имя просто написал, а чтобы было бы, если по мату ? Хотя, кажется, всё таки мальчик неплохой и уже всё осознал...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1717
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:13. Заголовок: Roccoco пишет: Даёт..


Roccoco пишет:

 цитата:
Даётся картинка и по ней небольшой рассказ или стихотворение , форма произвольная, как дополнение к литературному конкурсу.


Даешь конкурс по картинке! Я за.

А вообще статья интересная. Дисциплина по Макаренко не так уж плоха. Но тут не говорится об одном важном аспекте.
Школьное воспитание ограничивается словесным воздействием и элементами трудового воспитания. По времени никак не получается привить ребенку хорошие манеры, если ребенок в этой школе не живет. А словесное воздействие зачастую превращается в промывание мозгов в нужном государству направлении. И это относится не только к Союзу, но и к теперешним Штатам, и многим европейским государствам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2927
Зарегистрирован: 06.11.19
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:26. Заголовок: Мила пишет: Roccoco..


Мила пишет:

 цитата:
Roccoco пишет:

 цитата:
Мне кажется, прекрасный сюжет для тематического рассказа,


Мальчику стыдно и он соглашается, да, заслужил порку.

а еще несет ремешок прям вприпрыжку)))) я думаю, что ничего хорошего из такого сюжета получиться не может. Фальшивые обвинения с раздуванием из мухи слона, фальшивый скулеж, фальшивое примирение, вскоре "искренне раскаявшийся" радостно совершает другую бяку)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1720
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:30. Заголовок: Nikka пишет: ничего..


Nikka пишет:

 цитата:
ничего хорошего из такого сюжета получиться не может


Ну картинка одна, а сюжет у каждого свой. "Если тебе дали линованную бумагу, пиши поперек" (Станислав Ежи Лец).

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Muse poetice




Сообщение: 580
Зарегистрирован: 06.10.20
Откуда: Россия, Тула
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:35. Заголовок: 1 картинка Ну это п..


1 картинка

Ну это первая любовь, конечно...
Девочка слева очень нравится мальчику , видно, отличнику и юному химику- любителю.
Чтобы выручить свою зазнобу , наш герой изобрёл величайший способ, мечту миллионов советских школьников той поры- химический реагент, с помощью которого можно бесследно удалять чернила, что идеально подходит для выведения из дневников двоек и прочих замечаний!
В этот момент на картинке мы как раз и видим решающую стадию эксперимента, юный химик имеет шанс сразить наповал неокрепшую нервную систему всего класса, но главное для него- произвести неизгладимое впечатление на голубоглазую блондинку рядом!
Которая смотрит на это, надеясь избежать домашней порки за плохие отметки ...
Я бы влюбилась в такого парня по уши, даже в пятом классе! Вот это настоящий романтический герой, розовая мечта любой советской школьницы! Какие там Супермены...

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 125
Зарегистрирован: 15.08.19
Репутация: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:43. Заголовок: Мила пишет: Недавно..


Мила пишет:

 цитата:
Недавно у нас с знакомой возник спор. Я сказала, что люди должны приносить пользу обществу, а она считает, что человек должен жить для своего удовольствия.


Люди существуют в условиях созданных государством и обществом, а человек делает свой выбор исходя из этих условий.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 692
Зарегистрирован: 06.03.20
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 16:52. Заголовок: Стэн пишет: Люди су..


Стэн пишет:

 цитата:
Люди существуют в условиях созданных государством и обществом, а человек делает свой выбор исходя из этих условий.


Человек делает выбор, исходя из своих моральных качеств.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 126
Зарегистрирован: 15.08.19
Репутация: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.21 17:04. Заголовок: Мила пишет: Человек..


Мила пишет:

 цитата:
Человек делает выбор, исходя из своих моральных качеств.

Моральные качества не формируются сами по себе. Общество и государство как раз их и формируют.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 111 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 280
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет