ПЕРЕПЕЧАТКА Наверное, каждый родитель мучается вопросами: а можно ли наказывать ребёнка? Если да, то какое наказание приемлемо? Если нет, то как дать понять ребёнку, что можно, а что нельзя? Разберёмся во всём по порядку.
Почему дети не слушаются Начнём с причин наказания, ведь желание наказать возникает не на пустом месте. Основные мотивы непослушания у детей и как их можно их смягчить:
* Кризисы взросления в 1 год, 3 года, 7 лет, 11-13 лет. В эти непростые – в первую очередь для самого ребёнка – периоды в психике происходят определённые процессы, которые могут влиять на поведение маленького человека. Это биологическая причина, устранить её невозможно, остаётся только переждать.
* Недостаток внимания. Плохое поведение – это один из способов привлечь к себе внимание родителей. Задумайтесь, достаточно ли времени и качественного общения вы уделяете ребёнку. Проводите вместе выходные и каждый день уделяйте хотя бы 15 минут, когда вы общаетесь только с ребёнком, полностью сосредоточены на нем.
* Невыполненные обещания. Если вы только грозитесь наказать, но так и не принимаете никаких мер, ребёнок перестаёт воспринимать вас всерьёз.
* Разнонаправленные сигналы. Когда взрослые в семье ведут себя непоследовательно, требуют взаимоисключающих вещей, то ребёнок теряет ориентиры и не знает, как себя вести, что делать.
* Несогласованные действия родителей. Злой и добрый полицейский – не лучшая стратегия для воспитания. Если, например, отец только требует и наказывает, а мать защищает и балует, ребёнок будет продолжать хулиганить, рассчитывая на защиту матери. Ведите себя как команда с общими целями и задачами.
* Слишком много запретов. Чрезмерное количество запретов провоцирует ребёнка на протест и борьбу за свободу. Оставьте только необходимые ограничения, откажитесь от части запретов.
* Неуважение к ребёнку. Если относиться к ребёнку как к маленькому, ни на что не способному, то он найдёт своеобразный способ доказать вам, что он тоже личность. Лучше добровольно признайте в ребёнке отдельного человека со своими интересами.
За что можно наказывать Прежде чем наказывать, выясните причины проступка ребёнка. Если намерения у него были благие, то достаточно будет объяснения, что так делать больше не надо. Например, малыш хотел приготовить завтрак для родителей, но разбил посуду или испортил продукты. Скажите, что вам жаль любимую чашку, но не наказывайте ребёнка за инициативу позаботиться о вас.
Всегда соотносите степень тяжести проступка и наказания. Кроме того, ориентируйтесь на возраст ребёнка, его способность понять, что он делает. Объясняйте ребёнку причины наказания, чтобы он понимал, чего делать не стоит.
Обязательно наказуемыми должны быть следующие проступки: * Физическое насилие
* Воровство
* Оскорбления
* Ложь. Но тут стоит отличать ложь и фантазирование, присущее детям в определённом возрасте.
* Демонстративное нарушение правил поведения
Как наказывать правильно Предлагаем вам несколько конструктивных воспитательных мер:
* Извинение. Научите ребёнка извиняться, если он кого-то обидел, и исправлять последствия своих проступков.
* Исправление. Если малыш разрисовал стол, поручите ему отмыть каракули.
* Изоляция. Выведите ребёнка в отдельную комнату и оставьте одного на несколько минут.
* Игнорирование. Если ребёнок сильно вредничает, на время откажитесь от общения с ним.
* Ограничение общения. Запретите общаться с друзьями на определенный срок.
* Лишение привилегий. Ограничьте доступ к компьютеру, запретите смотреть мультики, есть сладкое.
Не забывайте при этом объяснять, за что ребёнок несёт наказание.
Какие наказания неприемлемы * Рукоприкладство
* Унижение
* Публичное наказание. Чревато серьёзной психологической травмой.
* Отложенное наказание. Наказывайте в тот же день, иначе эффекта не будет.
“Собирательное” наказание. Придерживайтесь правила “один проступок – одно наказание”, не наказывайте оптом.
Покажите ребёнку границы дозволенного – и будьте готовы к тому, что он станет проверять их на прочность. Внутри же границ ребёнок должен обладать некоторой степенью свободы. Только так он имеет шансы вырасти ответственным и самостоятельным человеком.
Источник