On-line: Kokotte, Masha, гостей 7. Всего: 9 [подробнее..]


Основная направленность форума - вопросы и проблемы воспитания детей и подростков. Среди прочего, рассматривается вопрос Порки детей в качестве одного из методов наказания. Мы вовсе не утверждаем, что порка - это единственный метод наказания. Вместе с тем, воспитание с поркой имеет давние исторические корни. Поэтому не стоит голословно отказываться от такого воспитательного метода. Просим всех участников соблюдать Правила форума (ознакомьтесь, пожалуйста). Кроме того, высказываясь "За" или "Против" порки как метода наказания, убедительно просим АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою позицию. Администрация форума выражает надежду на конструктивное обсуждение всех вопросов. "За" или "Против" лично Вы в отношении порки - призываем быть корректными со своими оппонентами-другими участниками форума!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 534
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.20 23:49. Заголовок: Методы воспитания, которые 100 лет назад были нормой


ПЕРЕПЕЧАТКА

История телесных наказаний детей имеет давнюю историю, основанную на страхе взрослых вырастить неугодного обществу человека. Поэтому юнцов в старину жестоко наказывали по поводу и без — для профилактики и якобы для их же блага.

В современном мире насилие в любом его проявлении вне закона. Во многих странах бить детей запрещено законом. А у нас в стране не прекращаются споры о том, где находится та грань, за которой наступает уголовная или административная ответственность взрослых за причинение физической боли ребенку.

Кто-то считает рукоприкладство недопустимым, а для кого-то это крайняя мера. Наши родители в воспитательных целях могли дать нам заслуженный подзатыльник или всыпать ремня за серьезную провинность. Сейчас же за такие силовые методы воспитания можно загреметь на 15 суток за решетку, а то и вовсе лишиться родительских прав. Про школу и говорить нечего — учителя не имеют права даже пальцем тронуть ребенка. Наказывать могут только родители.

Но такие времена были не всегда. В патриархальной стране со строгим подчинением младших старшим детей ждала участь экзекуций. В Священном писании черным по белому говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына».

О том, что малолетних надо время от времени поколачивать, писали в XV веке в первом своде житейских законов «Домострое»: «Любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Традиции рукоприкладства продолжились и в XVII и XVIII веках. Екатерина II, увлекающаяся европейским идеями Просвещения, пыталась приостановить издевательства над детьми, даже запротоколировала это документально в «Жалованной грамоте дворянству». Но весь следующий век и даже начало ХХ в гимназиях и училищах про запреты то забывали, то снова вспоминали, то опять забывали. А дома ребенок получал сполна за провинности, так сказать, по старой традиции. Как же наказывали детей в дореволюционной России?

Порка розгами
Этого телесного наказания не избежали ни отпрыски знатных родов, ни ребятня попроще, не говоря уже о рабах-крепостных. Порка розгами была официально разрешена и прописана в уставах гимназий и училищ с веления Николая I. Император озлобился на молодых людей после восстания декабристов — поколения аристократов, воспитанных без физический истязаний. Кстати, император, несмотря на свой высокий статус, в детстве тоже был бит розгами, а еще линейками и ружейными шомполами — это была воспитательная дрессура его наставника немца Ламздорфа.

Розги — это пучок связанных тонких прутьев. Их специально готовили к экзекуции, вымачивая в соленом растворе для гибкости прутьев. Удары наносили по голому телу, и наказание превращалось для гимназистов в настоящую пытку — соль попадала в раны.

В учебных заведения была шкала наказаний, где прописывали, за какую провинность сколько ударов полагается нарушителю, а исполнял наказание учитель. Чаще били малышей начальных классов, хотя негласно получали и старшие по возрасту гимназисты.

Девочек не трогали, для них были другие карательные меры. А мальчишек дубасили не только розгами, но и веревками, палками и плетьми. Бедолаги терпели и принимали это как данность. Времена были такие, мало кому удалось прожить жизнь без боли от насилия. Особенно в этом вопросе отличались духовные семинарии. Там «усмиряли дух» учащихся и взрослые наставники, и сверстники-воспитанники, отыгрываясь на младших.

В середине XIX века наказание розгами в учебных заведениях запретили, но оно не исчезло совсем. Окончательно это позорное явление исчезло из жизни народа после 1917 года.

Карцер
Сейчас штрафные изоляторы для особо злостных нарушителей есть только в тюрьмах, и невозможно себе представить, что это ужасное помещение для пыток могли использовать в «педагогических» целях. А ведь такая практика была на протяжении более чем ста лет! Описание карцера, куда отправляли одуматься сорванцов, есть у Салтыкова‑Щедрина: «…Помещение занимало темную и крохотную трёхугольную впадину в капитальной стене; на полу этой впадины был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды».

Между прочим, карцер имелся даже в таком привилегированном заведении, как Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин. Там к воспитанникам относились с уважением, до крайней меры не доводили, за нарушения отсаживали на задние парты или лишали права носить мундир лицея. Но сильные проступки не прощали — нарушителей закрывали в карцере.

Темная комната
Не только физическое наказание способно довести ребенка до нервного срыва, но моральное насилие тоже. В XIX веке практиковалось еще одно наказание — испытать неокрепшую детскую психику в темных чуланах, нежилых помещениях. Главная героиня в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» вспоминает, как ее еще совсем малышкой запирали в Красной комнате, где умер ее дядя.

Поставить на сухой горох
Сейчас никому в голову не придет заставить своего ребенка страдать, стоя коленями на колкой крупе, впивающейся в нежную детскую кожу, кроме совсем уж отмороженных «родителей», как это было в случае с мальчиком, которого ставили коленями на гречку. К счастью, сейчас такие поступки шокируют, они скорее исключение, чем правило.

А в семьях, живших лет 150 тому назад, это было рядовое явление. Нашкодил — отправляйся в угол с горохом, гречкой или солью. Это считалось не самой строгой мерой, бывали и похлеще. И никто не жалел мальцов, у которых после такого воспитания на коленях еще долго оставались вмятины и синяки.

Таскание за волосы
Нам это невозможно представить, а когда-то разгневанный учитель мог схватить школяра за ухо или за волосы и оттаскать при всем классе. Кричать проказнику было бесполезно. Криком он мог разве что еще больше усугубить свое положение, довести себя до розг или карцера. В исторических справочниках описан случай, когда старшая учительница, разозлившись на девочку, схватила ее за косу, протащила перед всем классом и в коридоре отрезала ученице косу. Помимо боли несчастный ребенок испытал ужасы унижения. Сейчас за такое педагог отправился бы под суд.

Ярмо на шее
Педагогика того времени ужасает изобретательностью в вопросах поругания личности ребенка и жестокостью, с какой применялись воспитательные меры. Например, взрослые наставники «учили» нерадивых учеников, забирая форму и выдавая вместо нее какую-то несуразную одежду, к которой была прикреплена табличка с нелестной информацией о проступке. С позорным ярмом горе-ученик должен был пройти процесс осознания своей вины и очищения от дурных мыслей, а на деле получал насмешки и издевательства сверстников, унижение и досаду.

Лишение обеда
Испытание, через которое прошли и наследники аристократических родов, и крестьянские дети. Непослушных и дерзких отпрысков наказывали, не давая им пищи. Например, будущего императора Александра II гувернеры не били розгами, но характер формировали другими страданиями — за провинности лишали встреч с родителями или давали за обедом один только суп. Ребенка могли и вовсе оставить без еды на какой-то срок, пока не одумается. А в крестьянских домах трапезничать садилась вся семья, и если младший поперек батьки тянулся к чашке с едой или баловался за столом, то сразу же получал от отца или деда деревянной ложкой по лбу.

Черный стол
К девочкам, как правило, наставницы относились более гуманно: телесные методы воспитания для гимназисток были запрещены, хотя бывали и такие случаи. А наказание «черный стол» считалось действенным в женском коллективе. Если ученица была замечена в провинности, ее лишали полноценного обеда — она могла принимать пищу только за специальным столом и только стоя. Кроме того, на нарушительнице порядка должен быть надет особый фартук.

Коленопреклонение
Шалости ребенка могли обернуться для него тяжелым физическим наказанием: после молитвы ребенок должен был встать на колени, подняться в полный рост, а затем снова повторить ритуал, причем столько раз, сколько посчитает нужным его родитель. Взрослые заставляли своего сына стоять в углу на коленях с тяжелыми книгами в руках. Такая неудобная поза буквально через 10 минут становилась страданием, ноги и руки затекали и немели, колени болели, мог повредиться мениск коленного сустава.

Источник

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1323
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет