On-line: Оля-Ася, гостей 3. Всего: 4 [подробнее..]


Основная направленность форума - вопросы и проблемы воспитания детей и подростков. Среди прочего, рассматривается вопрос Порки детей в качестве одного из методов наказания. Мы вовсе не утверждаем, что порка - это единственный метод наказания. Вместе с тем, воспитание с поркой имеет давние исторические корни. Поэтому не стоит голословно отказываться от такого воспитательного метода. Просим всех участников соблюдать Правила форума (ознакомьтесь, пожалуйста). Кроме того, высказываясь "За" или "Против" порки как метода наказания, убедительно просим АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою позицию. Администрация форума выражает надежду на конструктивное обсуждение всех вопросов. "За" или "Против" лично Вы в отношении порки - призываем быть корректными со своими оппонентами-другими участниками форума!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 804
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.21 17:23. Заголовок: Школьные правила 1872 года


После просмотра этих школьных правил в типичной школе 1872 года, вы поймете, что современное наказание выйти из кабинета или дежурить всю неделю это цветочки…

Провинности и количество ударов розгами:


1. Мальчики и девочки играют вместе – 4
2. Драка в школе – 5
3. Ссора в школе – 5
4. Игра на деньги или пари в школе – 4
5. Игра в карты в школе – 10
6. Залезание на дерево выше трех футов (за каждый фут) – 1
7. За вранье – 7
8. За вранье за пределами школы – 8
9. За обзывание друг друга кличками – 3
10. За ругательства в школе – 8
11. За приставание к девочкам – 10
12. За распивание спиртных напитков в школе – 8
13. За конструирование качелей и качание на них – 7
14. За отращивание длинных ногтей – 2
15. За неправильное поведение на дороге – 4
16. За поход в места, где играют девочки – 3
17. Это же касается девочек, которые приходят туда, где играют мальчики – 3
18. За приход в школу с грязным лицом или грязными руками – 2
19. За называние другого лжецом – 4
20. За борьбу в школе – 4
21. За обливание водой во время игры – 2
22. За шарканье ногами в школе – 4
23. За игру рядом с мельницей и ручьем – 6
24. За игру рядом с конюшней или любым опасным местом – 7

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]


Заслуженный Автор




Сообщение: 1024
Зарегистрирован: 31.12.18
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.21 19:20. Заголовок: А курение, что не пр..


А курение, что не преследовалось ?
Залез на дерево высотой 3 метра около ручья , сделал качели, пропустил стакан виски и пошел приставать к девушке.
Заслуженные 41 :sm12
Перекурил...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 16
Зарегистрирован: 28.09.21
Откуда: РФ, Нахабино
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.21 22:57. Заголовок: Сейчас из кабинета н..


Сейчас из кабинета нельзя выгонять учеников, и в школе никто не дежурит. Это эксплуатация детского труда

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3262
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 00:23. Заголовок: Это фейк. В 19 веке ..


Это фейк. В 19 веке девочки и мальчики не только не учились вместе, но и не пересекались, так что учитель не мог видеть, как они "играют вместе" или как "мальчики пристают".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 43
Настроение: Эйфорическое
Зарегистрирован: 21.04.21
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 01:09. Заголовок: Ауди пишет: Это фей..


Ауди пишет:

 цитата:
Это фейк. В 19 веке девочки и мальчики не только не учились вместе, но и не пересекались, так что учитель не мог видеть, как они "играют вместе" или как "мальчики пристают".


Смотря в какой стране. В США спокойно учились, вспомните «Приключения Тома Сойера». Возмлжно, в Британии такого и не было, но в стартовом сообщении не сказано, что это правила британских школ.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 27.09.21
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 08:20. Заголовок: Я изначально склонял..


Я изначально склонялся к тому, что это как раз про английские учебные заведения. И похоже на правду. Поднапряг поисковик: вот здесь в заголовке, например, чётко указана страна. Думаю, что это всё же касается английских школьников...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 6788
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 08:36. Заголовок: -storon-Nik- пишет: ..


-storon-Nik- пишет:

 цитата:
Я изначально склонялся к тому, что это как раз про английские учебные заведения. И похоже на правду.


Ауди пишет:

 цитата:
Это фейк.


Честно сказать, не знаю что и думать. Меня смущает диспропорция между отдельными видами проступков и наказаний, я бы иначе распределила наказания по степени строгости.

А что до фейка, то в вот фотокопия странички, не думаю чтобы создатели фейка так далеко зашли с имитацией.
Что скажете, Ауди?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3264
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 11:05. Заголовок: Виктория пишет: А ч..


Виктория пишет:

 цитата:
А что до фейка, то в вот фотокопия странички, не думаю чтобы создатели фейка так далеко зашли с имитацией.
Что скажете, Ауди?


Если речь идет именно об этой "инструкции", это очень старый англоязычный фейк, который одно время бурно обсуждался. Но не правая сторона, а левая, где говорится об обязанностях учителей. Так вот оригинала документа не нашли, существуют только вот такие фотокопии.

Документ вызывает сомнение по ряду причин, у меня, в частности, как я уже писала выше - из-за смешанного обучения, это раз. Laska, там, где мальчики и девочки учились вместе, их игры вместе нарекания не вызывали. Во-вторых, в прейскуранте четыре грубые орфографические ошибки, что, как минимум, странно для школьного документа. В-третьих, для меня странно употребление слова lashes, которое означает вовсе не "удары розгами". В английском лексика, относящаяся к порке, довольно специфична, и именно это слово используется для удара кнутом или ремнем, чаще в отношении ТН в армии и флоте, например. Для розог в английском существуют такие слова, как rod, birch или switch (в американском варианте), и в сочетании с ними чаще используется слово stroke. И последнее. В англоязычной литературе встречается ограничение максимального количества ударов, которое появилось относительно недавно, примерно сто лет назад, но не прейскуранты. Раньше применение ТН оставлялось на усмотрение педагогов, хотя были и исключения. Для любителей Тома Сойера - вы где-нибудь там видели подсчет ударов?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 6791
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 12:40. Заголовок: Ауди пишет: Если ре..


Ауди пишет:

 цитата:
Если речь идет именно об этой "инструкции", это очень старый англоязычный фейк, который одно время бурно обсуждался.


Хорошо, давайте пойдем от противного! Возьмем конкретно несколько пунктов:

* Драка в школе – 5
* За ругательства в школе – 8
* За приход в школу с грязным лицом или грязными руками – 2
* За игру рядом с конюшней или любым опасным местом – 7

Реалистично или нет? Для типичной школе 1872 года

а) Выпороли бы или нет?
б) И какое наказание, по к-ву розог, было бы?


Т.е. обсуждаем не сам документ (был или нет), а реалистичность указанных наказаний.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 44
Настроение: Эйфорическое
Зарегистрирован: 21.04.21
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 13:23. Заголовок: Ауди, вы пишете, что..


Ауди, вы пишете, что подложной является левая страница, но далее речь у вас идет о правой (рукописной). Так все-таки, какую из страниц смастерил тематически озабоченный Альбен Фаж? Вероятно, все же обе?


Audi пишет:

 цитата:
Laska, там, где мальчики и девочки учились вместе, их игры вместе нарекания не вызывали.


Выглядит правдоподобно, но это утверждение тоже нуждается в доказательствах. В рассказе Куприна «Храбрые беглецы» воспитанники и воспитанницы приюта учатся вместе, но им разрешается общаться только под наблюдением воспитателей. И за единственную записку, переданную девочке во время урока танцев, героя секут розгами. Иными словами, совместное обучение не обязательно означало, что детям разного пола разрешалось беспрепятственно проводить время вместе.


Audi пишет:

 цитата:
Для любителей Тома Сойера - вы где-нибудь там видели подсчет ударов?


Там точно не видели («Учитель трудился, пока у него не устала рука»), зато видели у Киплинга («Сталки и компания»). Возможно, вышеозначенный документ, если он паче чаяния настоящий, как раз и знаменует переход от порки на усмотрение учителя к определенным правилам школьных наказаний? А цифры означают именно максимальное количество розог за каждый проступок? Хотя, по правде говоря, упоминание о деревьях выглядит откровенным идиотизмом или фарсом. Выходит, учитель должен был стащить ученика с дерева, сделать на стволе отметку мелом, показывающую, как высоко забрался ученик, затем сбегать в школу за рулеткой, снова забраться на дерево, чтобы измерить расстояние между поверхностью земли и отметкой, сделать необходимые подсчеты и лишь после этого со спокойной совестью пороть ученика в строгом соответствии с инструкцией... А того уже, конечно, и след простыл.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 6795
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 14:34. Заголовок: Laska пишет: В расс..


Laska пишет:

 цитата:
В рассказе Куприна «Храбрые беглецы» воспитанники и воспитанницы приюта учатся вместе, но им разрешается общаться только под наблюдением воспитателей. И за единственную записку, переданную девочке во время урока танцев, героя секут розгами.



Интереса ради нашла отрывок (см. Скрытый текст)

Скрытый текст

Если же суть, то:

Преступление

На первом же уроке танцев он, потея от стыда и страха, сунул Мухиной в руку свое послание. Там были стихи и проза. Девочка смутилась гораздо меньше, чем можно было предполагать: она быстро засунула письмо куда-то под передник и даже не покраснела.

Наказание

И бедного влюбленного повели наверх, в дортуар, разложили на первой кровати и сняли штанишки. Григорий держал его за руки и за голову, а Матвей дал ему двадцать пять добрых розог. Так, сама собою, как-то незаметно пресеклась, а вскоре и вовсе забылась первая любовь.

Напомню, речь идет об 11-летней ребенке. Буднично так, по сути - за мелочь (в моем понимании), увели-разложили и всыпали 25 розог. Повторюсь, буднично! Как само собой разумеющееся и не требующее дальнейших разбирательств. И мальчишка точно так же, буднично, как к естественному, к этому отнесся. Никто и трагедии не делал получить 30-50 розог.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3266
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 15:01. Заголовок: Laska пишет: Ауди, ..


Laska пишет:

 цитата:
Ауди, вы пишете, что подложной является левая страница, но далее речь у вас идет о правой (рукописной).


Я так не пишу. Я пишу, что левая сторона обсуждалась больше правой. Англоязычных читателей она интересовала больше.

Laska пишет:

 цитата:
И за единственную записку, переданную девочке во время урока танцев, героя секут розгами.


Героя высекли за содержание записки. Если б он передал девочке, допустим, ноты, ему бы даже выговора не сделали.

Laska пишет:

 цитата:
Иными словами, совместное обучение не обязательно означало, что детям разного пола разрешалось беспрепятственно проводить время вместе.


Смотря как проводить. Том и Бекки вполне себе проводят время вместе, и в школе, и за ее пределами. Есть момент, где они оказываются в классе наедине без последствий для себя.

Laska пишет:

 цитата:
Там точно не видели («Учитель трудился, пока у него не устала рука»), зато видели у Киплинга («Сталки и компания»). Возможно, вышеозначенный документ, если он паче чаяния настоящий, как раз и знаменует переход от порки на усмотрение учителя к определенным правилам школьных наказаний? А цифры означают именно максимальное количество розог за каждый проступок?


Киплинг пишет о британской школе. Там упоминается как раз ограничение максимального количества ударов. Но говорить о переходе к определенным правилам не приходится, потому что правила были у каждой школы свои. А количество ударов за проступок всегда определялось учителем, и за одно и то же один ученик мог получить два, другой три, а третий вообще ничего, в пределах одной школы и даже одного класса.

"Типовых" школ в 1872 году не было, в разных странах были разные правила. Именно в Британии переход к общему запрету "не более шести ударов" занял, наверное, лет сорок (точно не скажу), потому что там не было правил, спущенных сверху, которым подчиняются все школы вообще. Да и сейчас их не так много. Законы, принятые парламентом, обязательны для всех, а все остальное каждая школа решает для себя. Даже теперь нет единой для всех школьной формы, единого для всех учебного плана, утвержденных министерством учебников. А уж во времена Киплинга тем более не было. Конечно, кто-то где-то мог и придумать прейскурант, но единственное упоминание, которое мне приходит в голову, - это Пирогов, который предложил что-то подобное для России, но, по словам Короленко (тут не уверена), из этого ничего не вышло. Невозможно предусмотреть все выходки учеников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 14
Зарегистрирован: 30.09.21
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.21 10:29. Заголовок: Илья пишет: Сейчас ..


Илья пишет:

 цитата:
Сейчас из кабинета нельзя выгонять учеников, и в школе никто не дежурит. Это эксплуатация детского труда


То, что выгонять из кабинета нельзя это я знаю. Но чтобы не дежурили дети и характеризовать это как эксплуатацию детского труда - это дико. Но так не во всех школах, насколько мне известно.
Ауди пишет:

 цитата:
19 веке девочки и мальчики не только не учились вместе, но и не пересекались, так что учитель не мог видеть, как они "играют вместе" или как "мальчики пристают".


Учились в крестьянских школах мальчики с девочками. В том числе и в школе Л.Н. Толстого. Но Толстой и его дочери, конечно, не применяли телесные наказания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3341
Зарегистрирован: 29.08.20
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.21 15:17. Заголовок: Мила пишет: Учились..


Мила пишет:

 цитата:
Учились в крестьянских школах мальчики с девочками.


Надо было мне уточнить страны и класс.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 140
Настроение: значительно улучшилось
Зарегистрирован: 28.04.22
Откуда: Самая прекрасная в мире, Ромашкин
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.22 19:17. Заголовок: Отличные правила! То..


Отличные правила! Только к каждой цифирке надо дописать нолик ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.22 09:56. Заголовок: О совместном обучени..


О совместном обучении - в РИ разрешалось если не ошибаюсь начальное образование, т е. подготовительное отделение для детей с 7 лет, далее земская или ЦПШ, в зависимости от экономических возможностей это 2-3 года, да ещё разрешалось ученику в классе 2 года находится для лучшего усвоения материала. Итого с 8 лет до 11-12 лет. Далее только раздельное образование - городские училища (3-4 летние), гимназии, ремесленные училища ... В зависимости от подготовки ребенка в те же гимназии обеспеченных детей принимали с 10 лет, но могли и позже. Прогимназии принимали детей с 8-9 лет для подготовки к гимназии, т.к. не все могли позволить домашнее обучение.
Попытка Пирогова ввести в Киевском учебном округе регламентирование т н. не то что бы не нашло отклика и понимания (язвительное стихотворение Добролюбова не в счёт, а Короленко на тот момент сам был гимназистом (из его автобиографической повести высекли его 1 или 2 раза за всю учебу в гимназии (за шалость)), а просто в 1864 г был принят закон о запрещении т н. в средних учебных заведениях (как и насколько его соблюдали это другой вопрос). Так что дальнейшее регламентирование в этом вопросе развития не получило ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.22 18:00. Заголовок: В Российской империи..


В Российской империи разрешалось совместное обучение мальчиков и девочек до 12 летнего возраста. Это касалось именно школ для простого народа, церковно- приходских, земских, ещё были школы грамоты, тоже относящиеся к церковным. Ещё такие школы назывались народными училищами. И вполне возможно, что в трехклассном училище нужно было учится 6 лет: по 2 года в каждом классе. Было в Казани училище для девиц духовного звание, называлось трёхклассным, но обучение длилось 6 лет. Потом все- таки перешли на принятую сейчас норму: один класс- один год обучения. Интересно, что в селе, где родился мой дед, было две школы для народа, для мальчиков и для девочек. Мой прадед преподавал в школе для девочек, но всё равно среди учеников были и мальчики, мало по сравнению с девочками, но были. И как я читала, физические наказания учеников были категорически запрещены. И в те времена именно священники и церковно служители выступали за гуманные отношения в семье.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.22 09:37. Заголовок: Элла пишет: трехкла..


Элла пишет:

 цитата:
трехклассном училище


Так же как одноклассник и двухклассное относилось к количеству учебных комнат в школе. Например в двухклассной школе в одной комнате учитель преподавал для 1 и 3 класса, во второй комнате для 2 и 4 класса, что сообветствовало возрастным группам 8, 10 и 9, 11 лет, после 12 лет ребенок либо заканчивал обучение, либо поступал в уездное училище ... Ваш случай с длительным сроком обучения соответствует не начальному народному училищу, а уездному ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 183
Настроение: значительно улучшилось
Зарегистрирован: 28.04.22
Откуда: Самая прекрасная в мире, Ромашкин
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.23 22:04. Заголовок: Илья пишет: Это экс..


Илья пишет:

 цитата:
Это эксплуатация детского труда


Это конец общества с началом безответственности, безнаказанности и разложения. Это полное равнодушие, если не ненависть, к растущему поколению. Это трусость с бегством от ответственности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Заслуженный Автор




Сообщение: 2241
Зарегистрирован: 13.11.20
Откуда: Россия
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.23 20:17. Заголовок: А мне больше всего в..


А мне больше всего вот эти пункты "нравятся":

Admin пишет:

 цитата:
16. За поход в места, где играют девочки – 3
17. Это же касается девочек, которые приходят туда, где играют мальчики – 3



Так и читается: "Не дай бог, влюбятся!"

Фото начала двадцатого века в Российской Империи:



Как думаете, почему мальчишки-гимназисты возле женской гимназии тусуются? Наверняка подружек ждут - обучение-то раздельное!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.23 22:15. Заголовок: Вроде тоже должны бы..


Вроде тоже должны быть на занятиях.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 11100
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.23 23:18. Заголовок: Сништ пишет: А мне ..


Сништ пишет:

 цитата:
А мне больше всего вот эти пункты "нравятся":

Admin пишет:

 цитата:
16. За поход в места, где играют девочки – 3
17. Это же касается девочек, которые приходят туда, где играют мальчики – 3



Так и читается: "Не дай бог, влюбятся!"


А я как раз сейчас смотрю сериал (2010г.) "Институт благородных девиц". Весьма увлекательно, хотя на "историзм" и не тянет, можно "попридираться". : Так вот, остановилась на "деликатном месте": одна из воспитанниц Института оказывается беременна. От почтенного профессора, приближенного к Институту. Директриса, естественно, в глубоких раздумиях! : Вот, на этом эпизоде я и прервалась с просмотром ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Заслуженный Автор




Сообщение: 2245
Зарегистрирован: 13.11.20
Откуда: Россия
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.23 11:10. Заголовок: Элла пишет: Вроде т..


Элла пишет:

 цитата:
Вроде тоже должны быть на занятиях.



Может, у них уроков меньше в этот день было? Или "соскочили"?

Виктория пишет:

 цитата:
"Институт благородных девиц"



Это уже пансион, а не обычная гимназия.

Конкретно по гимназии на фото (открытке, точнее). Она была частной и была основана очень интересной личностью. Вот что о ней написал краевед Роман Шкода:


 цитата:
В начале XX века в Царицыне жила выдающаяся женщина, сумевшая в считанные несколько лет, начав с простой учительницы церковно-приходской школы, стать известной в городе особой, которую не любила общественность, но которой покровительствовали депутаты Государственной Думы и Министерство народного просвещения…

К началу XX века в Царицыне, наряду с начальными училищами и церковно-приходскими школами, работало и две гимназии – одна мужская (Александровская) и одна – женская (Мариинская). Между тем, стремительный рост населения города быстро привёл к нехватке этих учебных заведений. В те годы в России существовали многочисленные формы частных учебных заведений, однако требования к гимназиям были очень высокими. Практически все они создавались и функционировали как казённые – частник не мог себе позволить расходы на учебные заведения столь высокого уровня при доминировании на рынке государственных цен и низком уровне рентабельности преподавательской деятельности.


Но было в Царицыне исключение. Когда к периоду революции 1917 года в Царицыне будет уже две мужские и четыре женские гимназии, среди них окажется одна – частная. Учредителем и руководителем этой гимназии была женщина, что вдвойне удивительно для того времени. Звали её Антонина Михайловна Стеценко.


Первоначально Антонина Михайловна была в Царицыне учительницей. Преподавала она в Соборной (Успенского собора) церковно-приходской школе. Было это в 1898 году, правда, преподавала она там недолго. Уже весьма скоро Стеценко начинает свой собственный путь, отдельный от уже сложившейся в городе образовательной структуры. 1 сентября 1899 года на углу Астраханской и Покровской улиц, в доме Иванова, А.М. Стеценко основывает небольшую частную школу, дающую уроки французского языка и готовящую учеников (как девочек, так и мальчиков) к поступлению в гимназии и реальные училища.

Дела у Антонины Михайловны идут хорошо и с 1 февраля 1901 года она преобразовывает свои подготовительные классы в частное женское училище с программой министерских прогимназий. О темпе роста её дела говорят следующие цифры: в начале своей работы, в 1899 году, в школе Стеценко училось лишь три ученицы. Уже к новому, 1900-му году число учеников выросло до 11 человек. На момент открытия частного женского училища в нём числилось 62 ученика. В открытом в 1901 году училище работало 6 преподавателей. Подготовительная школа также не прекращала своей работы, но в ней осталось лишь двое преподавателей.


К 1902-1903 учебному году прогимназия становится женским пятиклассным учебным заведением 1-го разряда, с пансионом и приготовительным классом, на степени гимназии. Фантастически быстрый путь за три года – от курсов французского языка с тремя ученицами до почти что пятиклассной (про)гимназии! В том же, 1902 году, Стеценко переводит свою будущую гимназию с Анастастийской на Пушкинскую улицу, где занимает поначалу, один, верхний, этаж.

Следующий шаг Стеценко совершает в 1904 году. 29 сентября 1904 года инспектор народных училищ Саратовской губернии А.П. Карпов посещает учебное заведение А.М. Стеценко и объявляет там, что приказом Министра народного просвещения учебное заведение преобразовывается в пятиклассную прогимназию с правами министерских учебных заведений. Это был очень важный момент, поскольку такой статус давал право ученицам прогимназии не держать экзамены за тот или иной класс, освоенный у Стеценко, при переходе в казённую гимназию. Таким образом, снимался важный барьер, существовавший при переходе из прогимназии Стеценко в другие учебные заведения, что в условиях доминирования государственных школ было очень существенно. Первый выпуск прогимназии состоялся 19 мая 1905 года, выпущено было 11 учениц.


В конце июля того же, 1905 года, прогимназия Стеценко преобразовывается в полноценную восьмиклассную женскую гимназию с правами казённых гимназий, о чём попечитель Казанского учебного округа тайный советник Слешков уведомил А.М. Стеценко 1 августа 1905 года.


Фантастика! Это была вторая, после Мариинской – женская гимназия в городе. Вторая казённая гимназия (которая получит номер "2", а гимназия Стеценко, после этого - номер "3") будет открыта только в 1908 году. А до того времени девушкам Царицына, желающим стать гимназистками приходится выбирать между Мариинской гимназией и гимназией Стеценко, которая всего лишь за семь лет до того была простой учительницей церковно-приходской школы.

К сожалению, мы не знаем теперь множества деталей истории этого бурного роста. За счёт каких средств Антонина Михайловна снимала помещения на первых порах, нанимала преподавателей, содержала штат работников? Известно только, что имела она как влиятельных друзей, так и ненавистников. Да и человеком она была сложным: её гимназию практически весь период существования сотрясали конфликты.


Новый 1906-1907-й учебный год оказался на грани срыва: из гимназии ушли почти все преподавательницы и классные надзирательницы, и даже законоучитель, священник Покровский. Причина такого ухода была – нежелание работать с Антониной Михайловной. Был объявлен срочный набор нового педсостава. Новые преподаватели появились в гимназии к ноябрю, они приехали из разных городов России, в частности – из Казани.


Гимназия Стеценко – частый объект жалоб и критики, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей учениц. Общественное мнение города было настроено против Стеценко. У Антонины Михайловны – жёсткие принципы. Ученицы, не оплатившие обучение – немедленно отчисляются. Надо сказать, что задержки по оплате были обычным делом в те времена, в том числе и в государственных учебных заведениях. Как правило, руководство гимназий шло навстречу ученицам из бедных семей, допускало отсрочки платежей. При гимназиях существовали различные общественные организации, собиравшие пожертвования на оплату учёбы способным гимназистам и гимназисткам, не имеющим возможности в полной мере оплачивать свою учёбу. Часто о сборах печатались объявления в газетах, нередко деньгами помогали родители других учеников – через гимназический родительский комитет. Но в гимназии Стеценко такое не проходило. Фраза Антонины Михайловны – «Денег нет – не лезь учиться, а иди в кухарки»– была в Царицыне притчей во языцех.


А.М. Стеценко жёстко формировала учебную программу. Так, например, в гимназии был большой объём часов, выделяемых под рукоделие. Далеко не всем родителям это нравилось. И когда однажды один из членов родительского комитета на каком-то заседании заявил об этом, А.М. ответила: «Даже если бы я вздумала преподавать гадание на картах или ловлю ртом мух по десяти уроков в неделю – то и к этому вам пришлось бы отнестись с уважением». Жёсткий ответ! А могла ли быть другой в те годы женщина, сумевшая за несколько лет из простой учительницы стать хозяйкой гимназии, выкупить большое двухэтажное здание в центре города и в полтора месяца обновлять педагогический состав гимназии?!


Преподавателям не нравилось другое. Классные надзирательницы, проводившие волю хозяйки, имели права едва ли не большие, чем преподаватели, что было нонсенсом в те времена. Надзирательница могла даже прервать урок чтобы сделать какой-нибудь выговор ученице; в классе мог подняться шум и гвалт, урок оказывался под угрозой срыва. В 1909 году группа преподавателей вновь заявила об уходе в середине учебного года, однако в тот раз их удалось уговорить остаться в гимназии до конца года. Уговаривал преподавателей родительский комитет, а вовсе не хозяйка гимназии.Газеты ругают Стеценко и её гимназию, но Министерство просвещения, отвечая на жалобы приездом различных комиссий - никаких нарушений не находит. Стеценко защищают влиятельные персоны, в том числе - депутат Государственной Думы от Царицына - Розанов.


В 1907 году А.М. решила взять ещё одну высоту – открыть наряду с гимназией ещё и реальное училище. Это была правильная и выгодная идея. Впрочем, на этот раз Стеценко не повезло и в следующем, 1908-м году в городе заработало казённое реальное училище (в доме, напротив её гимназии).


Как бы там ни было, Антонина Михайловна Стеценко – один из интереснейших персонажей истории старого Царицына, подробности о жизни которого нам ещё только предстоит узнать.



Порка в школе в те времена уже была отменена, поэтому искать кабинет для наказаний там бесполезно, а здание бывшей женской гимназии Стеценко стоит в Волгограде до сих пор - в нём находится... школа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.23 16:14. Заголовок: Сништ пишет: здание..


Сништ пишет:

 цитата:
здание бывшей женской гимназии Стеценко стоит в Волгограде до сих пор - в нём находится... школа.

пережило войну? Удивительно, т.к. центр города был сильно разрушен ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Заслуженный Автор




Сообщение: 2247
Зарегистрирован: 13.11.20
Откуда: Россия
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.23 16:49. Заголовок: Sakh пишет: пережил..


Sakh пишет:

 цитата:
пережило войну? Удивительно, т.к. центр города был сильно разрушен ...



Было достаточно быстро восстановлено. В послевоенные годы в нём, как говорят, даже несколько лет Дворец Пионеров временно ютился.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.23 17:10. Заголовок: Виктория пишет: од..


Виктория пишет:

 цитата:
одна из воспитанниц Института оказывается беременна. От почтенного профессора, приближенного к Институту.


Интересно, что Елизавета Водовозова (Цевловская в девичестве)тоже в результате вышла замуж за преподавателя Смольного института, В.И.Водовозова, причём срочно, даже не осталась на выпускной бал. К сожалению, ничего не писала в своих воспоминаниях об истории той любви.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 769
Зарегистрирован: 25.07.22
Откуда: Россия, Орск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.23 23:07. Заголовок: «Детские годы Багрова внука»


«Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением „Семейной хроники“» — вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова, в которой рассказывается о его детстве на Южном Урале с 1794 по 1801 годы. Сережа Багров — герой романа «Детские годы Багрова внука» тяжело переживает первое столкновение с физическим насилием, которое произошло в народном училище:

«Задав урок, Матвей Васильич позвал сторожей; пришли трое, вооруженные пучками прутьев, и принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях. При самом начале этого страшного и отвратительного для меня зрелища я зажмурился и заткнул пальцами уши. Первым моим движением было убежать, но я дрожал всем телом и не смел пошевелиться. <…>
Приехав домой, я ужасно встревожил свою мать сначала безмолвным волнением и слезами, а потом исступленным гневом на злодейские поступки Матвея Васильича. <…> Успокоить и утешить меня сначала не было никакой возможности; в эту минуту даже власть матери была бессильна надо мной. Наконец, рассказав всё до малейшей подробности мною виденное и слышанное, излив мое негодованье в самых сильных выражениях, какие только знал из книг и разговоров, и осудив Матвея Васильича на все известные мне казни, я поутих и получил способность слушать и понимать разумные речи моей матери. Долго она говорила со мной и для моего успокоения должна была коснуться многого, еще мне не известного и не вполне мною тогда понятого. Трудно было примириться детскому уму и чувству с мыслию, что виденное мною зрелище не было исключительным злодейством, разбоем на большой дороге, за которое следовало бы казнить Матвея Васильича, как преступника, что такие поступки не только дозволяются, но требуются от него как исполнение его должности. <…> Я долго не мог успокоиться, а от Матвея Васильича получил такое непреодолимое отвращение, что через месяц должны были ему отказать».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.23 01:55. Заголовок: Доценко Алена пишет:..


Доценко Алена пишет:

 цитата:
принялись сечь мальчиков


При этом в этом же произведении сказано, что по окончании уроков дети шумели и выселились, выбегая из школы, и среди них ранее наказанные, соответственно работало правило, не выучил/нашалил - получил розгами - можно дальше радоваться жизни ...

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
Заслуженный Автор




Сообщение: 2312
Зарегистрирован: 13.11.20
Откуда: Россия
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.23 11:25. Заголовок: Sakh пишет: по окон..


Sakh пишет:

 цитата:
по окончании уроков дети шумели и выселились, выбегая из школы, и среди них ранее наказанные, соответственно работало правило, не выучил/нашалил - получил розгами - можно дальше радоваться жизни ...



Для непоротого мальчика, наверное, очень удивительно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 22
Зарегистрирован: 06.09.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.23 16:31. Заголовок: Как по мне, маловато..


Как по мне, маловато ударов, чтобы до ребёнка дошло, что он провинился.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 372
Зарегистрирован: 06.11.22
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.23 19:26. Заголовок: Sakh пишет: При это..


Sakh пишет:

 цитата:
При этом в этом же произведении сказано, что по окончании уроков дети шумели и выселились, выбегая из школы, и среди них ранее наказанные, соответственно работало правило, не выучил/нашалил - получил розгами - можно дальше радоваться жизни ...


Так и отношение к порке тогда было совсем другим, тем более у мальчишек.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 154
Зарегистрирован: 19.09.22
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.23 19:49. Заголовок: Kokotte пишет: Так..


Kokotte пишет:

 цитата:
Так и отношение к порке тогда было совсем другим, тем более у мальчишек.

Да не всегда, вот, выше привели в пример историю мальчика, шокированного поркой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.23 13:03. Заголовок: Кирилл, разве малова..


Кирилл, разве маловато ударов?
А сколько, на ваш взгляд, "самое то"?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 182
Зарегистрирован: 13.09.22
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.23 13:46. Заголовок: А ведь реально малов..


А ведь реально маловато. Мне кажется должно быть хотя бы 40. Пускай не слишком болезненных. Но чтоб продолжительность наказания была посерьезней.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 22.01.23
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.23 14:40. Заголовок: yejik, я рискну пред..


yejik, я рискну предположить, что удары не выдавались за конкретную провинность сразу, а суммировались и ученик получал их все в конце учебной недели, например.
Вот и получалось, что у Лили в итоге - 27, у Изабеллы - 19, а у Чарли - 41 "набежало".
Наверное, как-то так и было.
Согласитесь, глупо будет выглядеть: - Лили! Ты облила свою одноклассницу водой во время игры с ней! Немедленно иди и готовься. Тебе полагается два удара! -
Мне кажется: удары суммировались.
И это было хорошим стимулом, вести себя подобающим образом и получить в конце недели только 3 удара, например. Или даже вообще 0.
А представьте, если за эти провинности давать по 15, 25, 30, 35 ударов?
В конце недели может набежать и 100-150 и все 200. Ученик может и не выдержать такого наказания!
Так что, "тарификация" в этом случае, я считаю, правильная. )
И если у ученика, "скопилось" 28 ударов, к примеру, то лучше устроить полноценную порку за один раз, а не выдавать "в разбивку" по 2, 3, 5, 8 ударов по разным дням.
Порка в конце недели, явно эффективнее будет!
А уж сколько получит, зависит только от него или неё. Отсюда и стимул возникает. )
Это моё мнение, напомню.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 185
Зарегистрирован: 13.09.22
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.23 17:05. Заголовок: это звучит логично. ..


это звучит логично. Но работает мне кажется наоборот. За каждую провинность наказание слишком минимально. И перед первой провинностью я еще подумаю что меня заставят оголятся в присуствии других людей. А потом ну все равно пороть будут а +\- 5 стежков погоды не сделают.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.23 01:02. Заголовок: Kokotte пишет: отно..


Kokotte пишет:

 цитата:
отношение к порке тогда было совсем другим, тем более у мальчишек


Отношение отношением, но если попу ребенку (а начальное училище это была фактически начальная школа - дети от 8 до 10 лет если 1 классное или максимум до 12 если 2 классное) выпороть розгами с усердием, то в конце урока вряд ли он будет способен веселиться с другими детьми ...
Из воспоминаний учащегося духовного училища середины 19 в, фактически бурсы, куда ребенка в 9 лет поместили, а он толком и читать не умел, а там латынь, древнегреческий и прочее .., что после занятий шел домой в раскоряку, на первом уроке выпороли, на втором уроке выпороли, на третьем по ладоням радовали ... На попе струпья неделями не проходили ... Какое же тут веселье, при самоподготовки читал и плакал, т к. знал, что завтра опять будут розги ..

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.23 01:13. Заголовок: yejik пишет: А ведь..


yejik пишет:

 цитата:
А ведь реально маловато. Мне кажется должно быть хотя бы 40. Пускай не слишком болезненных. Но чтоб продолжительность наказания была посерьезней.


От этого в школах на западе отошли как раз в средине 19 в, во первых поле 40 ударов розгой ребенок будет не в состоянии продолжать обучение, во вторых если на каждого уделить время для продолжительной порки когда же учить остальных? Поэтому английские 2 - 6 ударов, но часто прутом, это признак, что учитель не доволен учеником, это больно (некоторых даже несколькими ударами до крови доводили), это быстро (вспомните Тома Сойера, описание наказания в классе)... Но самое главное детей ждало дома, если учитель высек, дома добавляли ... По воспоминаниям из кадетских корпусов у младших, также детям давали 3-4 удара, после чего на урок, усваивать знания, но даже от них на ягодицах были рубцы, которые горели огнём... А вы говорите 40, после них только в лазарет ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.23 01:17. Заголовок: yejik пишет: застав..


yejik пишет:

 цитата:
заставят оголятся


При совместном обучении чаще наказывали по одежде, либо в другом помещении тет-а-тет....

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.23 07:24. Заголовок: Как пример, посмотри..


Как пример, посмотрите фильм "Молодой Уинстон", с нятый в 1972 по книге Уинстона Черчилля. Там есть фрагмент школьной порки, годы как раз конец. 19 в. Уинстон ещё мал, лет 8, за неуспехи в учении был порот директором тростью, скорее те же 6 наилучших, но потом была горячка и взволнованная мать смотрит на рубцы на попке сына, фактически ещё маленького мальчика, а всего-то школьное наказание ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 159
Зарегистрирован: 19.09.22
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.23 10:49. Заголовок: Sakh пишет: Как при..


Sakh пишет:

 цитата:
Как пример, посмотрите фильм "Молодой Уинстон", с нятый в 1972 по книге Уинстона Черчилля. Там есть фрагмент школьной порки, годы как раз конец. 19 в. Уинстон ещё мал, лет 8, за неуспехи в учении был порот директором тростью, скорее те же 6 наилучших, но потом была горячка и взволнованная мать смотрит на рубцы на попке сына, фактически ещё маленького мальчика, а всего-то школьное наказание ...

Это всё-такие трость, а не розги, они менее травматичны. Кадетам в Российской Империи во времена Никола Палкина могли сотни ударов выдавать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.23 00:36. Заголовок: Kris пишет: трость,..


Kris пишет:

 цитата:
трость, а не розги


Я совсем не удивлюсь, что перевод данных правил не совсем точный, да и розги разные бывают, в местном музее розги из таких прутьев, что любая школьная розга в диаметре проиграет ...
Да и при Палкине описанные случаи выдачи кадетам по несколько сотен розог заканчивались лазаретом ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 14
Зарегистрирован: 26.02.23
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.23 13:19. Заголовок: Не справедливо, как ..


Не справедливо, как по мне

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 13405
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.23 18:03. Заголовок: Олеська пишет: Не с..


Олеська

Олеська пишет:

 цитата:
Не справедливо, как по мне


Что именно "несправедливо"? И как "справедливо", по вашему?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 550
Зарегистрирован: 24.07.22
Откуда: Russia, SPb
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.23 19:04. Заголовок: более-менее похоже н..


более-менее похоже на правду. но хотелось бы ссылку на источник.

а ещё кое-кто в ветке "Что на самом деле представляла домашняя порка?" утверждал, что 80-100 розог это нормально

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 271
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет