Основная направленность форума - вопросы и проблемы воспитания детей и подростков. Среди прочего, рассматривается вопрос Порки детей в качестве одного из методов наказания. Мы вовсе не утверждаем, что порка - это единственный метод наказания. Вместе с тем, воспитание с поркой имеет давние исторические корни. Поэтому не стоит голословно отказываться от такого воспитательного метода. Просим всех участников соблюдать Правила форума (ознакомьтесь, пожалуйста). Кроме того, высказываясь "За" или "Против" порки как метода наказания, убедительно просим АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою позицию. Администрация форума выражает надежду на конструктивное обсуждение всех вопросов. "За" или "Против" лично Вы в отношении порки - призываем быть корректными со своими оппонентами-другими участниками форума!
Отправлено: 30.04.22 16:32. Заголовок: Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей на Руси
ЛитМир - Электронная Библиотека > Бокова Вера Михайловна > Отроку благочестие блюсти...Как наставляли дворянских детей > Стр.13 воспитание отроков Значительную часть описываемого времени в воспитании дворянских детей весьма активно применялись меры физического воздействия, то есть, попросту говоря, порка. В XVIII веке пороли практически всех детей; в начале XIX (нравы смягчились) — около 90 %; в конце века — все еще около 30 %.
В допетровское время необходимость телесных наказаний детей была аксиомой. В Писании («Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» и «Притчи Соломоновы»), в трудах Иоанна Златоуста и многих других авторитетных авторов содержались на этот счет самые недвусмысленные рекомендации: «кто любит сына своего, тот пусть чаще наказует его, чтобы впоследствии утешаться им», «нагибай шею дитяти своего в юности и сокрушай ребра его, доколе дитя молодо, дабы, сделавшись упорно, оно не вышло из повиновения тебе»; «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего, а кто его любит, тот с детства наказывает его»; «лелей дитя — и оно устрашит тебя, играй с ним — оно опечалит тебя; не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его» и т. д.
В XVIII веке традиция продолжалась. В одном нравоучительном труде начала столетия говорилось: «Человек без наказательства, словесная сущи, скоту подобен и бывает паче скота горший». Симеон Полоцкий писал: «Розга буйство от сердец детских отгоняет». Иван Посошков, поучая своего сына, что человек должен быть добрым, скромным, честным, должен самым добросовестным образом исполнять свои обязанности, тоже не сомневался в необходимости воспитывать детей в строгости и наказании: «Кой человек в наказании возрастет, той всегда добрый человек будет».
Одним словом, воспитания без розги очень долго вообще не понимали.
Отправлено: 30.08.22 08:03. Заголовок: за выдающиеся просту..
цитата:
за выдающиеся проступки, как побег из заведения» провинившуюся секли публично, «со всевозможною торжественностью»
Представление о том, что подразумевается в этой цитате под сечением «со всевозможною торжественностью», можно почерпнуть из книги «Дети Солнцевых» Кондрашовой Е.Н., которая училась в Павловском институте. Можно предположить, что в разных институтах подобные мероприятия происходили примерно единообразно. Привожу скан из книги, содержащий описание порки, выложенный одним из участников обсуждения проблемы розог в иститутах (ссылка):
Отправлено: 30.08.22 08:18. Заголовок: Если не ошибаюсь, во..
Если не ошибаюсь, возраст героини произведения, которую секли, - 13 лет. В цитированной выше диссертации ничего не говорится о каких-либо возрастных ограничениях при назначении порки в качестве наказания. Это должно означать, что высечены могли быть (в том числе «торжественно») воспитанницы всех возрастов, то есть в то время - от 8-9 лет до 17-18 лет.
Инструмент, использованный для наказания, описан как «пучок длинных прутьев». Не очевидно, имелись ли в виду берёзовые розги, или же несколько прямых розог, связанных между собой. Во всяком случае, розги охарактеризованы как длинные. Опять же нельзя сказать однозначно, какая длина имелась в виду, но я полагаю, что если бы длина была скажем 60 см или около того, то слово «длинные» не было бы употреблено. Скорее, что-то в диапазоне от 90 см до 1 метра. То есть инструмент в любом случае весьма серьёзный. Соответственно, и порка таким инструментом не могла быть лёгкой, даже с учётом, что секла девушка-горничная.
Соответственно, и порка таким инструментом не могла быть лёгкой, даже с учётом, что секла девушка-горничная.
А есть описание самой порки из этой книги (этого случая)? Чтобы сложилось окончательное впечатление насколько строго секли девиц в институте благородных девиц?
Отправлено: 30.08.22 12:23. Заголовок: Виктория пишет: А е..
Виктория пишет:
цитата:
А есть описание самой порки из этой книги (этого случая)?
В смысле, описание в каком-то другом источнике? Другие описания порки в институтах благородных девиц мне не известны. Но описание в книге Кондрашовой и так достаточно подробно (см. скан выше). Со скидкой на то, что секли по-видимому не её саму, но вряд ли она это сфантазировала. Я думаю, можно верить, что она в самом деле была очевидцем этой порки, и точно описала всё, что видела. Она не описала ощущения наказанной, что понятно (возможно, её и дома-то в семье не секли, мы не знаем). Ну и не указала точные параметры розог (длину в сантиметрах, толщину в миллиметрах, число прутьев, и видовую принадлежность растения, из которого они изготовлены). Хотя, к примеру, Гиляровский всё это указывал в своём описании порки солдата. Но не будем строго судить за это Елизавету Николаевну. Мысли её были заняты, по-видимому, не оценкой параметров розог, а страхом, как бы самой не пришлось перед всеми раздеться, лечь на лавку и оценить свойства розог не на вид, а собственной девичьей кожей.
Отправлено: 30.08.22 22:47. Заголовок: У Куприна если не ош..
У Куприна если не ошибаюсь есть рассказ о детях, воспитанниках сиротского института (причем не для простолюдинов), там правда выпороли мальчика 11 лет за то, что он передал записку девочке (детская влюбленность), ну и получил 25 розог на кровати в спальне, влюбленности как небывало ...
Отправлено: 31.08.22 00:25. Заголовок: Sakh пишет: У Купри..
Sakh пишет:
цитата:
У Куприна если не ошибаюсь есть рассказ о детях, воспитанниках сиротского института
У Куприна, при всём уважении, непонятны источники информации. А Кондрашова училась в Павловском институте в то время, когда там применялись розги. Поэтому ей больше доверия.
Ну так он и писатель, человек который умеет собирать информацию. А данный сюжет, если он не придуман на все 100% вполне мог быть и в его жизни, сам он обучался в кадетском, потом юнкерском училище, в кадетское училище принимали в т.ч. и выпускников сиротского заведения, только конечно успешно сдавших вступительные экзамены и физически здоровых, так что кто-то из ребят мог рассказать истории о себе или знакомых ...
Отправлено: 01.09.22 12:30. Заголовок: Биофизик пишет: В с..
Биофизик пишет:
цитата:
В смысле, описание в каком-то другом источнике? Другие описания порки в институтах благородных девиц мне не известны.
Елизавета Водовозова "На заре жизни". Во второй части книги автор рассказывает о своей учёбе в Смольным Институте Благородных девиц. Книгу можно было найти в интернете. Также в интернете находила книгу "Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. Серия "Россия в мемориалах". В этой книге была и вторая часть книги Елизаветы Водовозовой. Также есть книга Надежды Лухмановой "Институтки. Тайны жизни воспитанниц". Автор как раз обучалась в Павловском институте благородных девиц. Я, правда, читала книгу Лухмановой "Девочки". Эту книгу любила сводная старшая сестра Марины Цветаевой Валерия, потом эта книга перешла к самой Марине. И, конечно, есть книга скандально известной Лидии Чарской "Записки институтки". Лидия Чарская также обучалась в Павловском институте благородных девиц. Читать эти книги интересно, особенно девочкам. Вот только о порке там ничего нет. Я сама выписала книгу из серии "Россия в мемориалах" "Епархиалки. Воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ". Но там тоже ничего не написано о порке воспитанниц таких училищ. Вот воспитанниц сиротских приютов- да, наказывали так, секли розгами. Читала об этом в книге, но автора и названия не помню. И рассказ Куприна о его детстве читала, названия тоже не помню. Мать Куприна овдовела и вынуждена была отдать сына на воспитание в один из приютов, причём семья была из дворян. Там действительно высекли будущего писателя по решению педагогического совета. Но и поступок был довольно вызывающим, как я помню.
Отправлено: 01.09.22 18:32. Заголовок: Элла пишет: Вот тол..
Элла пишет:
цитата:
Вот только о порке там ничего нет.
Согласно докторской диссертации, цитированной выше, розги в институтах вводились в период императрицы Марии Фёдоровны (надо будет уточнить даты) и были редким событием, но в Павловском институте и институтах для мещанок сохранялись дольше (последняя известная порка датирована 1872 годом).
Отправлено: 01.09.22 23:40. Заголовок: Как я читала, в край..
Как я читала, в крайних случаях провинившихся исключали из института. Исключить из института собирались и Елизавету Водовозову, тогда Цевловскую, якобы за аморальное поведение. Дело было так. У неё оставалось два брата, Захар и Андрей. Захар часто приходил в институт проведать сестру, и его там знали. Андрей же был отдан в закрытое учебное заведение и Елизавета не видела его несколько лет. И вот как-то на свидание с сестрой Захар пришёл с молодым военным и представил его сестре как своего товарища. Елизавета сделала реверанс, а военный ей сказал: "Ты не узнаёшь меня, сестрёнка?". Тогда Елизавета узнала своего брата и кинулась его обнимать. Ну тут и вышел скандал, и дело шло к отчислению. Но всё-таки не отчислили.
Отправлено: 02.09.22 01:19. Заголовок: Элла пишет: Как я ч..
Элла пишет:
цитата:
Как я читала, в крайних случаях провинившихся исключали из института. Исключить из института собирались и Елизавету Водовозову
Водовозова училась в Смольном, уже после отмены там розог, хотя в Павловском они оставались. Чарская училась в Павловском, но ещё позже, когда там тоже уже не секли.
Отправлено: 02.09.22 07:45. Заголовок: У Н.А. Лухмановой ес..
У Н.А. Лухмановой есть упоминания о домашних (материнских) наказаниях розгами (в книге «Институтки. Тайны жизни воспитанниц»)
цитата:
Она [бабушка] всегда осуждала мою мать за чересчур модные наряды, в которых нас водили, и за розги, составляющие один из принципов нашего воспитания. Дни, когда меня отпускали к бабушке, были днями веселых праздников ...
Отправлено: 02.09.22 07:54. Заголовок: У Е.Н. Водовозовой (..
У Е.Н. Водовозовой («Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах» ссылка) есть указание на то, что розги применялись в Смольном ранее, до её обучения там:
цитата:
высечь розгами, как это бывало раньше, в мое время не практиковалось даже и в младшем классе
Отправлено: 02.09.22 15:21. Заголовок: Элла пишет: Вот вос..
Элла пишет:
цитата:
Вот воспитанниц сиротских приютов- да, наказывали так, секли розгами.
Опять же не позже средины 60-х, начала 70-х годов 19 в. Из художественных произведений вспоминается Станюкович, был у него рассказ про мальчишку, который жил у "дядьки", у которого было несколько таких сирот, после того как полиция накрыла данный притон, мальчишка, который попал к обедневшему дворянину, с ним ходили навещали в детский приют его подружку, так вот и тогда уже их не пороли, а максимум закрывали в темном помещении ...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1948
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет