On-line: SS, гостей 8. Всего: 9 [подробнее..]


Основная направленность форума - вопросы и проблемы воспитания детей и подростков. Среди прочего, рассматривается вопрос Порки детей в качестве одного из методов наказания. Мы вовсе не утверждаем, что порка - это единственный метод наказания. Вместе с тем, воспитание с поркой имеет давние исторические корни. Поэтому не стоит голословно отказываться от такого воспитательного метода. Просим всех участников соблюдать Правила форума (ознакомьтесь, пожалуйста). Кроме того, высказываясь "За" или "Против" порки как метода наказания, убедительно просим АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою позицию. Администрация форума выражает надежду на конструктивное обсуждение всех вопросов. "За" или "Против" лично Вы в отношении порки - призываем быть корректными со своими оппонентами-другими участниками форума!

АвторСообщение
Заслуженный Автор




Сообщение: 1238
Зарегистрирован: 31.12.18
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.22 08:54. Заголовок: Жизнь под розгой (Автор Виктоp Еpмаков)


Жизнь под розгой

неизвестные страницы из биографии писателя Ф.Сологуба

Он рано начал писать, но по настоящему знаменитым стал в солидном возрасте, когда молодые и начинающие глядели на него, как на маститого мэтра. Всю жизнь проработав школьным учителем, он вжился в эту роль, строго держал дистанцию и ни с кем не допускал панибратства. В ярком созвездии талантов "Серебряного века" он считался одним из классиков, которому вполне приличествовало читать лекции о путях новой литературы. Несмотря на скандальную славу ряда своих изящных рассказов ("Принцесса поцелуев") и декадентских романов ("Тяжелые сны", "Мелкий бес", "Навьи чары", "Творимая легенда"), где переплетались мистика и эротизм, он был чужд богемной жизни и не давал почвы окололитературным слухам. Впрочем, отсутствие достоверных сведений даже способствовало созданию легенд о его необычайных сексуальных пристрастиях. Будучи из простого рода, он еще в молодости выбрал себе аристократический псевдоним - Федор Сологуб. Правда, с одним "л" - в отличие от настоящего графа-писателя Соллогуба, автора "Тарантаса".

Свою частную жизнь писатель строго оберегал от посторонних вторжений, не откровенничал перед журналистами, а на просьбы издателей давал лишь скупые биографические справки. "Уж мою-то биографию никто не напишет", - заявлял он с уверенностью и удовольствием. Но незадолго до смерти, сломленный трагической гибелью жены, бросившейся в Неву во время приступа психической болезни, Федор Кузьмич разоткровенничался и поделился кое-какими воспоминаниями о детстве и юности с Ольгой Николаевной Черносвитовой - одной из старших сестер жены. Оставил он также "Канву к биографии" - очень краткие, трудно поддающиеся расшифровке записи и несколько десятков стихов с автобиографическими мотивами.

Федор Кузьмич Тетерников родился в Петербурге в 1863 году. Его отец был крепостным полтавского помещика Иваницкого. Скорее всего - незаконным сыном этого помещика. Барин сначала отдал его учиться портновскому делу, а потом сделал лакеем. После выхода на волю отец писателя перебрался в Петербург и выдержал испытания в Петербургской Ремесленной Управе на звание мастера портновского цеха с правом практиковать изученное им мастерство на законном основании. Отец был чрезвычайно добрым и ласковым человеком, о котором у сына на всю жизнь остались трогательные воспоминания. К сожалению, он умер от чахотки, когда сыну Федору было всего 4 года. Мать Федора Кузьмича - Татьяна Семеновна - была крестьянкой Санкт-Петербургской губернии. После смерти мужа она попробовала зарабатывать на жизнь стиркой, но заказчики платили мало и неаккуратно, так что ей пришлось наняться в прислуги. Она была волевой женщиной и воспитывала сына и дочь в строгости. Природа наделила ее рассудительностью и здравым умом. Хотя она была неграмотна и выучилась читать только лет за пять до смерти, но сын всегда вспоминал ее тепло и говорил, что не встречал другой столь же умной женщины. При всей своей самоотверженности и любви к детям, которым она полностью посвятила свою жизнь, Татьяна Семеновна была требовательна и взыскательна до жестокости. За каждую оплошность, за каждое прегрешение, вольное или невольное, следовало суровое наказание: она ставила детей в угол, на голые колени, била по щекам, отвешивала подзатыльники. В широком ходу были розги. Они назначались за грубость, за непочтение к старшим, за детские шалости, за опоздание в исполнении поручений, за испачканную одежду, за грубые слова, позднее - за истраченные без ее санкции деньги, хотя бы в размере нескольких копеек.

Татьяна Семеновна жила с сыном в Санкт-Петербурге до 1882 года - до окончания Федором Кузьмичом курса в Учительском институте. После этого он был назначен городским учителем в Крестцы Новгородской губернии, откуда в 1885 году переезжает в Великие Луки, а в 1889 году - в Вытегру. В 1892 году он возвращается в Петербург. Все эти годы и до самой своей смерти в 1894 году с ним неотлучно находится Татьяна Семеновна. Она ведет его дом, распоряжается расходами и твердой рукой правит весь домашний уклад. Сын безропотно ей подчиняется и даже не пробует бунтовать, хотя мать обращается с ним - уже чиновником на государственной службе! - как с малолетним мальчишкой. Одно из первых детских воспоминаний: зимой чужому мальчику дал подержать свои рукавички, а тот их украл. За это дома - розги.

Еще одно воспоминание: мальчик Витя сломал ноготь, а Федю почему-то больно высекли. Очевидно, несправедливо сочли виновником. Таких незаслуженных наказаний будет в его жизни много.

В начале 70-х годов семья Тетерниковых снимала квартиру в доме Северова. Об этом периоде в "Канве к биографии" написано; "Розги в доме Северова дважды". Следующим местом жительства стал Прачешный переулок, дом Духовского. Из "Канвы к биографии": "Сады и розги в Прачешном переулке. (...) Розги в доме Духовского, часто. (...) Драка на улице. Не давай сдачи. Высекли. (...) Муки мои при учении грамоты. Крики бабушки. Колени. Мать меня уводит. Сечет.(...) Елена Ивановна привела меня в школу. Дома вечером для острастки порка".

В приходском училище штатный смотритель Иван Иванович Попов постоянно кричал на шалунов: "Всех высеку!" И секли. Не считаясь с тем, разрешено ли это правилами.

Секли не только в приходском, но и в уездном училище: "При первом случае шалости или лени звали родителей, секли и просили и впредь поступать так же. Тогда уже секли без долгих справок. Так было и со мною. Секли часто, за шалости, иногда за неприготовленный урок, за грамматические ошибки, кляксы и пр." Вот типичный пример: "Шалость на улице. (...) Наказание розгами в шинельной, меня и Табунова".

Школа окончена. Уже взрослый юноша поступает в Учительский институт: "Медицинский осмотр. Очень неловко - следы от недавних розог. Впрочем, видел только доктор и очень тактично промолчал".

Через несколько дней мать и бабушка заявились к директору Учительского института Карлу Карловичу Сент-Илеру. Это был известный ученый и педагог, профессор биологии. Они упросили директора, чтобы он... сек Федора Тетерникова розгами. Недавно поступившего воспитанника вызвали к директору, Сент-Илер известил его о родительском прошении и прочел назидательную нотацию.

Просьба матери была уважена: "Несколько раз розги у Сент-Илера. Все три года по несколько раз. Сент-Илер призывал к себе, и меня секли. (...) Последняя порка в Институте после окончания, за пьянство".

Современные исследователи сомневаются в этом рассказе. Розги в Учительском институте?! Не может такого быть! Они ссылаются на то, что подобная мера наказания вообще не была предусмотрена уставом института (самой серьезной мерой порицания было лишение воскресного отпуска домой, а высшим наказанием - исключение из института) и что в сохранившихся дневниках института за 1878-1881 учебные годы в графе "Неисправности воспитанников и наказания" нет ни одного упоминания о розгах, фамилия же Тетерникова встречается всего четыре раза за два года. Такие доводы убедительны только для педантов, понятия не имеющих о российских реалиях. Разумеется, в те годы розги были официально отменены и формально как бы не применялись. Но фактически, как об этом свидетельствуют многие очевидцы, были в большом ходу по всей стране, только, конечно, никому не приходило в голову делать об этом запись в кондуитах! (Невольно на ум приходит аналогия с нынешними отрицателями коррупции, которые с самых высоких трибун заявляют: "Коррупции нет, потому что ни в каких документах взятки не зафиксированы".) Кстати, и нам в "Крутой Мен" часто пишут читатели, которые пытаются "исправить" авторов газеты и сообщают, что в дореволюционных гимназиях розги были отменены еще в XIX-м веке, а в женских гимназиях вообще не применялись. Да, на бумаге все было именно так! И авторы прекрасно осведомлены об этом. Но когда они пишут, что гимназистов и гимназисток секли розгами вплоть до самого 1917 года - это не выдумки, а факты, опирающиеся на свидетельства очевидцев. Разумеется, розги в XX-м веке не были так распространены, как во времена Николая Палкина (Николая I), когда редкий ученик оканчивал школу, ни разу не попробовав "березовой каши". Уже не было публичных сечений в присутствии всего класса или перед строем всей школы, но в директорском кабинете или в дворницкой запросто могли задать жару шалуну или лентяю. Такие факты были сравнительно редкими только потому, что в них не было особой надобности: дома розги широко применялись родителями всех сословий, и гимназическим учителям было достаточно написать родителям записку. Строптивые юнцы и девицы, добросовестно пропаренные горячими родительскими розгами, надолго становились шелковыми.

Короткие заметки Сологуба о школе в Крестцах: "Секли учеников очень часто. Бальзаминов. Бил по щекам. Сек розгами. Ставил на голые колени. Брань".

Александр Николаевич Бальзаминов был учителем-инспектором Крестецкого народного училища Новгородской губернии. По словам Сологуба, "к сечению учеников относился с добродушной похотливостью, но обнаруживать это остерегался: не сразу позволил Цареву высечь сына в училище, и позволил только внизу, не при товарищах. Зато отправлял иногда учеников домой со сторожем и с приказчиком - сечь, причем назначалось и число ударов..."

По дороге в Крестцы прибыв в Новгород, Татьяна Семеновна вместе с сыном отправилась к директору народных училищ, отвесила статскому генералу земной поклон и обратилась с просьбой: разрешить сыну ходить на работу босым (таким простым народным средством она с детства укрепляла его здоровье и одновременно экономила деньги), а за проступки по службе - сечь, как обычного мальчишку, невзирая что учитель. Директор пошел навстречу материнскому желанию, о чем направил соответствующую бумагу Бальзаминову.

Вскоре Бальзаминов и в самом деле высек молодого учителя. Первая порка прошла в кабинете инспектора. Федора Тетерникова вызвали на экзекуцию из переплетной мастерской. Во время порки в кабинет неожиданно вошел Венедиктов. Когда Федор вернулся в мастерскую, все в училище уже знали. Было очень стыдно. Но потом пришлось привыкнуть: Бальзаминов стал ставить на голые колени или сечь учителя прямо в классе, в присутствии учеников. По его команде четверо крепких учеников оголяли учителя, раскладывали на грязном полу между парт, затем двое держали за руки и ноги, а двое с обеих сторон сильно секли гибкими прутьями. Лишь первый раз послышались ехидные смешки и шуточки. Но Бальзаминов так глянул на развеселившихся, что они сразу затихли из опасения самим оказаться через минуту под розгами на полу без штанов. Класс замер, даже сочувствовал: "Сотня розог - это не шутка! Благим матом завоешь!" Что такое розги, ученики Крестцовского училища хорошо знали на своей шкуре.

Учитель постепенно свыкся со своим положением. Разумеется, он сам тоже весьма охотно сек учеников - как в школе, так и тех, кому давал дополнительные уроки дома.

Осенью он вместе с мальчишками совершал ночные набеги по садам за яблоками. Иногда их ловили. Ученикам давали 50 розог. "А уж вам, как учителю, надо сделать уважение. Целую сотню получите!"

Мать тоже секла его дома. Летом часто порка переносилась в сад, в беседку. Тогда крики наказываемого разносились по всей округе. Он бы и хотел сдержаться, да уж очень крепко жалили свежие розги. Чтобы пробрать сына покрепче, мать приглашала сечь его же учеников. Да еще выбирала тех, кого он сам недавно наказал - такие постараются, с удовольствием всыплют за милу душу!

Смешливые соседские девицы изводили молодого учителя вопросами: "Ох, вас и нарумянили! Где продают такие румяна? Вас угостили березовой кашей? Теперь идите к нам пить чай. Мы угостим вареньем и пастилой. Как часто мама вас сечет! Где мама берет розги? В саду или из леса? Что вам милей: розги или крапива? Что ж вы молчите? У вас отнялся язык? Вчера под розгами вы были голосистей!"

Иногда мать не ограничивалась домашней поркой. В 1892 году, уже в Петербурге, она обратилась в полицейский участок. 29-летнего учителя вызвали в полицию. Он так описывает происшедшее: "Полковник. - Мать жалуется. Вас дома секут? - Да. - Придется и здесь пробрать хорошенько. Сотенки полторы. - Ваше... - Молчать! Не мы наказываем, мать. Раздеться догола! Врач. Осмотр. Порка."

В 1894 году Татьяна Семеновна умерла, но устроенный ею домашний порядок стал для Федора Кузьмича настолько привычным, что он позволил своей младшей сестре занять место матери. До 1907 года (то есть до своей смерти) сестра секла брата дома, в дворницкой, в участке. С согласия директора и градоначальника его, уже учителя-инспектора в Андреевском народном училище на Васильевском острове, нередко секли в училище сторожа, чаще всего Василий, иногда с сыном Николаем.

О том, как они жили с женой, горячо любимой Анастасией Николаевной Чеботаревской, писатель воспоминаний не оставил, но по Петербургу ходили слухи, что они подвергают друг друга взаимному сечению. Косвенным подтверждением садомазохистского характера их отношений могут служить следующие стихотворные строки:

Не наряд тебя красит, о нет!
Не ботинки, не модный корсет.
Что корсет? Безобразный обман!
Без него восхитителен стан.
А в ботинке видна ли нога?
Хороша ты, когда ты боса,
И сияет, когда ты нага,
Молодая, живая краса.

Надевай же свой пышный наряд
Для толпы, для чужих и друзей,
Ну, а я, - я, любимая, рад
Непокрытой красою твоей
Любоваться, когда мы одни,
Когда накрепко дверь заперта.
Пусть вино зашипит, загорятся огни,
Засверкает твоя нагота,

И на ложе возлегши с тобой,
Под горячей моею рукой
Я почувствую трепет и зной,
И надменно могу сознавать,
Что я нежить могу и ласкать,
И любовью моей утомить,
И помучить тебя, и побить".

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 35 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.22 14:50. Заголовок: Бурная жизнь, с друг..


Бурная жизнь, с другой стороны, сын матери-одиночки, которая по финансам еле сводила концы с концами сначало оканчивает приходское училище, потом уездное и в итоге учительскую семинарию (единственный путь в то время продолжить образование после школы за счёт бюджета) и мать не забрала его из школы и не отдала работать, при том, что сама была безграмотной ... И сын полностью оправдал ее чаяния, думается не только врождённые задатки, но и немалые усилия на собой ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 15:38. Заголовок: Из опыта работы пров..


Из опыта работы провинциальным учителем он вынес ненависть к детям, о которой, в частности, говорил своей поздней любви, поэтессе Елене Данько. Сологуб говорил ей, что дети «развратные злые звереныши», что все дети «и грязны, и вороваты, и ничтожны», что «иметь детей хотят только тупые ограниченные люди».

Наверное, это можно принять и за эпатаж — во всяком случае, многие бывшие ученики оставили о Сологубе воспоминания как о терпеливом, чутком и очень внимательном человеке, да и просто очень хорошем учителе, который способен заражать неподдельным интересом к предмету.
Причем преподавал он математику и даже написал учебник по геометрии ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 15:45. Заголовок: "Отношения с мат..


"Отношения с матерью были очень напряженными. Нельзя сказать, что он ее не любил, но там превалировали другие чувства. Она воплощала агрессивную жестокую силу жизни. Он должен был сопротивляться, но был сломлен. Садомазохистский комплекс, который сформировался в детстве из-за жестокости матери, определил и личность Сологуба, и суть его творчества. Критики упрекали писателя в садистических безумствах, особое внимание в статьях уделяли брутальным сценам из его романов и рассказов («при виде розог или побоев герои Сологуба захлебываются от садического восторга»). На самом деле это была сублимация комплекса, который в некотором смысле стал для него источником творчества."

Спасибо: 1 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 15:47. Заголовок: "Один из участни..


"Один из участников прочел доклад о педагогических взглядах Сологуба, он рассказывал в основном о том, как Сологуб обожал детей — настоящий гуманист! Именно так подавалась тема: односторонне, в духе советского стереотипа. Наверное, я повела себя не очень корректно, но решилась процитировать некоторые документы, обнаруженные в архиве. Один из них — тетрадь, где напротив фамилий учеников ясным учительским почерком Сологуба записано, сколько розог получил каждый ученик за месяц. Плюс его замечательный трактат о телесных наказаниях, где он пишет о том, что детей надо сечь везде: в школе, дома, на улице, в участке и т. д. На полях этого трактата маргиналии: «так поступала моя мать», а далее о том, что он испытывал во время сечения и как сечь правильно. Эти примеры произвели эффект разорвавшейся бомбы. Мы можем изобретать разные теории или следовать стереотипам, но иногда одна подпись под документом или исписанный клочок бумаги из архива способны перечеркнуть все наши построения и гипотезы".

Спасибо: 1 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 15:59. Заголовок: Сологуб был жутким п..


Сологуб был жутким педантом, всю жизнь он вел картотеку своих сочинений, с 14 лет! Причем и в алфавите, и в хронологии...
Педант, учитель, садист .... И все в превосходной степени, ярчайший представитель коричневого вектора ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 16:36. Заголовок: Я помню эти антресол..


Я помню эти антресоли
В дому, где в Вытегре я жил,
Где, корчась на полу от боли,
Под розгами не раз вопил,
И, воздух ревом оглашая, –
Ах, эта горяча лапша! –
Нагими пятками сверкая,
Такие делал антраша!

Порою свяжут. Распростерто
Нагое тело. Круто мне,
И бьется сонная аорта,
И весь горю я, как в огне.
И как мне часто доставался
Домашних исправлений ад!
Для этого употреблялся
Общедоступный аппарат,
Пук розог. Быстро покрывался
Рубцами обнаженный зад.
Спастись от этих жутких лупок
Не удавалось мне никак.
Что не считалось за проступок!
И мать стегала за пустяк:
Иль слово молвил слишком смело,
Иль слишком долго прогулял,
Иль вымыл пол не слишком бело,
Или копейку потерял,
Или замешкал с самоваром,
Иль сахар позабыл подать,
Иль подал самовар с угаром,
Иль шарик хлебный начал мять,
Или, мостков не вверясь дырам,
Осенним мокрым вечерком
По ученическим квартирам
Не прогулялся босиком,
Иль, на уроки отправляясь,
Обуться рано поспешил,
Или с уроков возвращаясь,
Штаны по лужам замочил,
Иль что-нибудь неосторожно
Разбил, запачкал, уронил, –
Прощать, казалось, невозможно,
За все я больно сечен был.
Недолог был поток нотаций,
И суд был строг и очень скор;
Приговорив, без апелляций,
Без проволочек,без касаций
Исполнит мама приговор:
Сперва ручные аргументы
Придется воспринять ушам,
И звучные аплодисменты
По заднице и по щекам;
потом березовые плески;
Длиннее прутья, чем аршин;
Все гуще, ярче арабески,
Краснеет зад, как апельсин.
И уж достигла апогея Меня терзающая боль,
Но мама порет, не жалея,
Мою пылающую голь.
Бранит и шутит: – Любишь кашу?
Ну что же, добрый аппетит.
Вот, кровью кашицу подкрашу,
Что, очень вкусно? Не претит?
Ты, видно, к этой каше жаден.
Ори, болван, ори стократ.
Ишь, негодяй, как ты наряден!
Смотри, какой аристократ!

<26 октября 1899>

Спасибо: 1 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 16:38. Заголовок: Иногда мне станет то..


Иногда мне станет тошно,
Если долго не секут.
Нагрешу тогда нарочно,
Стану дерзок, зол и крут.

Разобью иль поломаю
Хоть линейку, хоть стекло.
Сам себя не понимаю,
Так на сердце тяжело.

Покоряясь грозной воле,
На пол я потом ложусь,
И когда от резкой боли
Наорусь и наревусь,

Вдруг в душе спокойно станет,
Жизнь покажется легка,
И уж сердце не тиранит
Посрамленная тоска...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 7660
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 16:41. Заголовок: Sakh пишет: Вдруг в..


Sakh пишет:

 цитата:
Вдруг в душе спокойно станет,
Жизнь покажется легка,
И уж сердце не тиранит
Посрамленная тоска...


Кстати, верно подмечено. Нередко после сечения наступает некое облегчение "в душе и на сердце". И выревелся, и эмоции сбросил, и "выпороли - значит простили".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 20:49. Заголовок: Виктория пишет: вып..


Виктория пишет:

 цитата:
выпороли - значит простили


Вот по форуму часто можно встретить мнение, что ребенок не может сам согласится на порку при наличии другой альтернативы, или же не может сам напроситься на нее ... В подавляющем большинстве случаев это конечно так, но бывают и исключения ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 7673
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 20:55. Заголовок: Sakh пишет: Вот по ..


Sakh пишет:

 цитата:
Вот по форуму часто можно встретить мнение, что ребенок не может сам согласится на порку при наличии другой альтернативы,


А альтернативу этому "выросшему" ребенку предлагали? Выпороть, день-два посидеть дома и - свободен, гуляй, ходи на дни рождения и прочее. Или - месяц сидишь дома, в школу и назад домой, комп-смартфон-телевизор и почее - под запретом!

И второй момент. Ребенок, после "словесного внушения", должен сам понимать необходимость и заслуженность наказания. Понятно, что с ревом и мольбами тащит ремень или идет на диван/кровать, но - идет сам! А не "драку" устраивает: Не дамся! - "Не дамся" - значит не понял, не осознал. Значит вновь объясняем и пытаемся "достучаться".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 22:05. Заголовок: Интересный момент из..


Интересный момент из биографии писателя ...
"Одним из главных стимулов прилежной учебы в институте для Тетерникова было желание освободить мать от тяжелой работы «прислугой за всё», поэтому и мать, и сестру молодой учитель Федор Кузьмич, получающий отныне оклад в 50 рублей, привез с собой в Крестцы. «Бабушка» Галина Ивановна в это время писала Федору и его матери жалостливые письма: «Господи, какая сделалась страшная тоска, когда я пришла домой, проводив вас, я думала, что я с ума сойду, пустота, тишина… я беспрестанно плачу» (сентябрь 1882 года), «Я осталась без вас как мученица…»

Похоже все дело в "бабушке", а по факту хозяйке дома, у которой работала мать писателя .. Женщина занималась с ребенком своей служанки, ему был обеспечен доступ к книгам, которые имелись в доме ...

Это как говорят - "Есенин крестьянский поэт" и лукаво умалчивают, что один дед у него по факту был купцом, хотя и обанкротившихся, бабушка учила ребенка грамоте с 4-5 лет, в их "крестьянской" избе были книги и немало, да и потом ему дали окончить 2-х классную школу (а это 4 года, точнее 5 лет, т к. был второгодником за неуспеваемость), и после этого учительские курсы, а это ещё 2 года, а не заставили идти работать как других детей в 13 лет

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 22:57. Заголовок: Все это не мешало Со..


Все это не мешало Сологубу до конца жизни глубоко почитать родительницу. По его словам, он никогда не встречал «другой женщины, обладавшей от природы таким здравым умом». В определенной мере суровая школа Татьяны Семеновны принесла пользу: воспитываемый в строгости «кухаркин сын» рос не в пример многим сверстникам серьезным, прилежно учился, много читал, пользуясь домашней библиотекой Агаповых. Так, в 11 лет он уже проштудировал всего Белинского! Но, как несложно догадаться, постепенно в нем развился садомазохистский комплекс, а жизнь стала представляться цепью страданий, разорвать которую способна лишь избавительница‑смерть.

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 7676
Зарегистрирован: 30.12.18
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 23:01. Заголовок: Sakh В очередной р..


Sakh

В очередной раз предлагаю вам зарегистрироваться для удобства общения!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 23:05. Заголовок: Удивляло всех, что к..


Удивляло всех, что книги, которые брал Сологуб, были все по высшей математике. Зачем ему они?
…Зачем ему нужны были математические книги, – узнали позже.
Один знакомый, пришедший навестить его, увидел на столе рукопись, полную каких‑то выкладок. Он спросил Сологуба, что это.
– Это дифференциалы.
– Вы занимаетесь математикой?
– Я хотел проверить, есть ли загробная жизнь.
– При помощи дифференциалов?
Сологуб «каменно» улыбнулся.
– Да. И проверил. Загробная жизнь существует. И я снова встречусь с Анастасией Николаевной...»

Константину Федину, будущему советскому литфункционеру, а в начале 1920‑х молодому писателю из круга «Серапионовых братьев», Сологуб однажды сказал, что умрет от «декабрита». И в ответ на недоуменный вопрос пояснил: «Декабрит – это болезнь, от которой умирают в декабре».
Он скончался 5 декабря 1927 года.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.22 23:46. Заголовок: Агаповы были люди ин..


Агаповы были люди интеллигентные, интересующиеся театром и музыкой; отношения с ними были сердечные; мальчика Федора крестила сама старушка Агапова, которую ребенок называл «бабушкой». В их доме приходилось слышать много рассказов о петербургской старине, начиная с 20-х годов <...>. Брали в театр; у Агаповых был абонемент в оперу, хотя и наверху, и мальчику часто давали билет, если кто-либо из семьи не мог пойти. Таким образом, 10-летний Сологуб слушал Патти, пение которой произвело на него неотразимое впечатление

Одна из дочерей хозяйки, Галина Михайловна, была замужем за педагогом, историком литературы, инспектором Гатчинского Николаевского сиротского института Ф. А. Витбергом, сыном A. Л. Витберга — живописца и архитектора, автора неосуществленного проекта московского храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Ребенком Сологуб часто гостил у Витбергов в Гатчине «и здесь присутствовал при беседах историко-художественного характера, читал исторические книги»15.

Судьба одаренного мальчика Федора Тетерникова складывалась как будто благополучно: его природные склонности к гуманитарным знаниям и внутренний артистизм получили поддержку и поощрение. Вместе с тем с детских лет он испытывал постоянное унижение от своего двойственного положения («кухаркин сын», «между слуг и господ») — и одновременно задыхался в «затхлом гнете» «бабушки». «Бабушка и мать были то ласковы, то очень строги. Часто наказывали розгами, ставили на голые колени, били по щекам, драли за уши. Униженное положение матери, ее постоянный страх перед невзгодами жизни взбалмошность бабушки и вообще нервная расхлябанность всей семьи не могли не влиять на складывающийся характер мальчика, от природы глубокого, склонного к анализу.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 35 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4241
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет